Начальник сызранского отдела центра здоровья и медицинской профилактики Татьяна Юрьевна Новоженина
В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов, большое количество стрессовых ситуаций, значительная нагрузка на голосовой аппарат. Все эти и многие другие факторы отрицательно сказываются на здоровье учителя, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний. В этих сложных условиях учитель должен быть готов к преодолению физических и нервных нагрузок без снижения качества и эффективности образовательного процесса. После 10-15 лет профессиональной деятельности состояние здоровья учителей значительно ухудшается, основными причинами выступают условия и образ жизни педагогов. Основными причинами, вызывающими нарушение в состоянии здоровья учителей, являются:
— специфика профессиональной деятельности,
-недостаточная двигательная активность (не вовлеченность в занятия физической культурой и спортом), социальные факторы,
— нехватка знаний в области здорового образа жизни.
Большинство из них так или иначе связаны со здоровым образом жизни и являются необходимыми условиями поддержания его. Между тем, педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи, обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить:
1высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
2 способность к формированию и развитию личностных креативных качеств;
3 знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ);
4 владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
5 умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
На современном этапе развития Российского общества, когда стоит задача сохранения и оздоровления нации, особое значение приобретает не столько реализация медицинских мероприятий, сколько создание социально и личностно ориентированной среды, способствующей формированию позитивного отношения к своему здоровью у участников образовательного процесса.
Понятие «отношение к здоровому образу жизни» является сложным и комплексным и включает в себя несколько компонентов: когнитивный (идеи, мнения, убеждения, знания), мотивационный (установки, ценности, мотивы, потребности), деятельностно-практический (действия и деятельность). Отношение к здоровому образу жизни является одним из важнейших компонентов системы ценностей человека. Как здесь ни вспомнить слова Бернарда Шоу: «Здоровое тело – продукт здорового рассудка». До сегодняшнего дня в среде педагогов имеют место неоднозначные подходы к здоровому образу жизни как в плане понимания сущности, структуры, взаимовлияния, так и процесса его формирования. Большинство из них находятся в позиции по отношению к собственному здоровью — «Важно, нужно, некогда».
Здоровый образ жизни предусматривает определённый комплекс норм поведения.
1. Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.
2. Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей.
3. Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.
4. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
5. Соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики.
6. Повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
Таким образом, формирование ЗОЖ является важнейшей задачей государства, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья. Формирование ЗОЖ является также задачей администрации любого образовательного учреждения. Формирование здорового образа жизни лежит в основе любой профилактической деятельности, многочисленных программ, направленных на повышение как индивидуального, так и общественного здоровья.
Уважаемые педагоги, предлагаем вам ряд методик, которые помогут оценить ваш образ жизни.
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ПЕДАГОГОВ
1. Анкета оценки знаний и умений педагога культуры здорового образа жизни (Г. А. Воронин)
2.САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ (С. Степанов)
3.МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И Х. ХЕССА
4.ТЕСТ САМООЦЕНКИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ С. КОУХЕНА И Г. ВИЛЛИАНСОНА
5.ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЖ. ТЕЙЛОРА