• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    30 Мар2022

    Волшебный мир звуков и слов

    30.03.2022. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Черкашина Т. Р., Нечаева Л. А.

    Страдник И. В.

    В   силу своей материальной звуковой природы язык является средством общения людей. Усвоение звуковой системы речи является основой, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

    Фонематический слух — это способность человека распознавать звуки речи, представленные фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей, когда они воспринимают устную речь других и в то же время произносят слова в соответствии с воспринимаемыми образцами, с помощью которых различаются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

    Одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) является формирование фонематического восприятия.

    В нашей деятельности с детьми мы используем игры на развитие фонематического слуха.

    «Подскажи Петруше звук»

      Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в них он будет специально недоговаривать последний звук. Его подскажут дети. Щено.., ко.., зая.., ено.. и т.д.

     «Доскажи звук»

     Логопед произносит предложение, не договаривая последний звук:

     Лежебока рыжий кот отлежал себе живо..

    Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере..

    Голосок твой так хорош, очень сладко ты пое.. и тд.

    Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают звуки в своей речи, которые они могут правильно произносить. Для детей с недоразвитым фонематическим восприятием характерны также нарушения звукового и слогового строения слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

    Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием особенно трудно различить звук слова на слух. Процесс изучения звукового состава слова для детей затруднен, так как у них нарушено фонематическое восприятие. И главная задача педагога — развить его. Трудно еще и потому, что при этом необходимо точно определить, какие звуки слышатся в слове, выделить их, определить порядок звуков, их количество.

    Звукобуквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.

    Этот навык начинает формироваться в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжается на протяжении всего периода обучения. Ведь это основа и чтения, и письма.

    Порядок звукового анализа слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:

    ·         двусложные слова из открытых слогов (сова, лиса)

    ·         трехсложные слова из открытых слогов (машина);

    ·         односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (кот, соль);

    ·         двусложные слова с закрытым слогом (лимон);Для того чтобы ребенок мог анализировать явление, оно должно быть ясно, материально представлено.

    двусложные слова со стечением согласных в середине слова (пушка);

    ·         двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

    ·         трехсложные слова с закрытым слогом (ананас);

    ·         трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

    ·         трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

    ·         односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, хлеб);

    ·         двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

    ·         четырехсложные слова из открытых слогов (кКроме того, дети должны знать, что:

    — звуки – это то что, мы слышим и произносим;

    — а буквы мы видим, пишем их и читаем.

    Звуки бывают  гласные и согласные. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает препятствий (гласные звуки можно петь на мотив любой песни). Согласные звуки- это звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает препятствие в виде губ, зубов и неба.

    Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, мы можем в игровой форме, кроме обязательных элементов вводить дополнительные игровые задания, они помогают снять напряжение и переключится при необходимости на следующее задание. Например, подобрав определенное игровое упражнение:

     —  Давать характеристику звукам по артикуляторным и акустическим признакам. Наглядно используем «Звуковые замки», «Звуковые домики», «Звуковички»

    — Либо произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

    — Произношение звуков в словах, например игровое упражнение «Поймай звук», «Выдели слово». 

    Важно, чтобы ребенок узнал, что такое звук речи, мог различать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения. Для успешного обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка и  наличие мотивов к обучению.

    Оставить комментарий

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты