• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    01 Апр2019

    ВИДЫ КОНТРОЛЯ В ДОО

    01.04.2019. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    1. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
    УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

    Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
    «Внутри садовский контроль — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОО, несущих в себе угрозу для реали-зации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОО, а также выявления необходимости и организации осуществле-ния ее коррекции».
    Контроль может различаться по времени и содержанию.
    По времени:
    • предупредительный,
    • текущий,
    • итоговый,
    • отсроченный.
    По содержанию:
    • фронтальный,
    • тематический.
    Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется дея-тельность конкретной личности (итоги деятельности).
    В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов кон-троля. Однако в практике работы дошкольных учреждений сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.
    Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы ДОО. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватываю-щей все направления деятельности ДОО, вызывает трудности у многих руководителей.
    При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».
    СИСТЕМА — это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов.
    Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдель-ным ее компонентом являются:
    • цели,
    • задачи,
    • содержание контроля,
    • формы его проведения.
    При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обраба-тывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптималь-ные решения.
    Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объектив-ную оценку состояния дел в учреждении.
    ПОСТРОИТЬ СИСТЕМУ ВНУТРИ САДОВСКОГО КОНТРОЛЯ — ЗНАЧИТ:
    • определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;
    • отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;
    • выбрать формы, методы его проведения;
    • определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять кон-троль, и их взаимодействие;
    • распределить полномочия и ответственность каждого.
    Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, от-бора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средст-ва, процедуры, формы избрал руководитель.
    Следовательно, важно не только, что является предметом контроля, но и как он будет осуще-ствляться.
    Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую после-довательность действий. Продумать их повторяемость, цикличность, воспроизводимость.
    Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности.

    2. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ

    Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) — на второе. Руководи-телю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересовать-ся, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляе-мого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправданно стремление отдельных руководителей педантично про-считывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объ-ект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.
    Часто можно слышать различные формулировки типа «эффективность проведенного контро-ля низкая, почти равна нулю». Попытаемся ответить на вопросы:
    • Что мы вкладываем в понятие эффективности?
    • Какие показатели эффективности можно выделить?
    Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.
    Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.
    Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.
    А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:
    • информированность;
    • полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
    • выбор целей;
    • четкую спланированность;
    • заинтересованность всех ее участников;
    • повторность.
    В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контро-ля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необхо-димы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.
    В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки ре-зультатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоя-тельствах и в какой форме.
    Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаи-моуважения, взаимопомощи и сотрудничества.
    Одна из задач, которую решает руководитель, — максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя.
    Успешному решению этой задачи способствуют:
    • отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;
    • создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптималь-ных вариантов организации;
    • моделирование педагогического процесса;
    • предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
    • создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.
    Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата ра-боты с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, ау-диторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Дей-ствительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.

    3. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

    В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Рекомендации об инспектирова-нии в системе общего и профессионального образования РФ
    (письмо от 11 июня 1998 г. № 33).
    Органам управления образованием, образовательным учреждениям предложено руководство-ваться этими рекомендациями при организации инспектирования.
    В документе подчеркивается следующее.
    Инспекционный контроль — это:
    • проверка результатов деятельности органов управления образованием, образователь-ных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законода-тельства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распо-ряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения послед-ствий реализации этих актов;
    • система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблю-дения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучаю-щимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.
    Внутренний контроль осуществляется руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц.
    Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.
    МОНИТОРИНГ — постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов ин-спектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопле-ние информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.
    АУДИТ — инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т.п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.
    В рекомендациях раскрывается содержание инспектирования, проводимого государственны-ми органами управления образованием субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреж-дений, их учредителями.
    Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководи-теля осуществляют инспекционный контроль деятельности подразделений в данном случае детского сада и должностных лиц по вопросам:
    • использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредите-лям) и общественности о расходовании этих средств;
    • организации методического обеспечения образовательного процесса;
    • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих про-грамм курсов, дисциплин;
    • соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
    • соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных ак-тов образовательного учреждения;
    • промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успе-ваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Россий-ской Федерации «Об образовании»;
    • своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законо-дательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Феде-рации и правовыми актами органов местного самоуправления;
    • обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
    • работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образова-тельного учреждения; в рамках компетенции образовательного учреждения и в соот-ветствии с должностными обязанностями.

    В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:
    • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении су-ждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
    • стремление к точности и уважение к очевидности;
    • достоверность изложенных фактов;
    • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
    • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образо-ванием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
    • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образо-ванием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдель-ных лиц и групп;
    • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом при-оритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области об-разования;
    • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являют-ся важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
    • уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководите-лей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
    • понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
    • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.
    * * *
    Контроль в образовательном учреждении может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.
    Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвер-жденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональ-ное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.
    Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установле-ния фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, вос-питанников и их родителей или других граждан, организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
    Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обра-ботку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса (ре-зультаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учеб-но-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
    Инспектирование в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.
    Минобразования России обращает внимание органов управления образованием, что ин-спекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совер-шенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образователь-ного учреждения.
    (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16
    «Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»)

    4. КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА

    Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятельности ДОО между органами образования и руководителем ДОО всегда актуален.
    Объектом инспектирования всегда является педагогический процесс. При этом объектом ин-спектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая дея-тельность руководителя, старшего воспитателя ДОО, а не работа воспитателя.
    Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОО.
    Однако и внутри ДОО можно выделить объекты оценивания.
    Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:
    • самооценки воспитателя;
    • оценки родителей;
    • оценки руководителя (или экспертной группы);
    • итоговой оценки.
    Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентная). Это позволит в разных случаях использо-вать ту или иную оценку.
    Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса — словесные оценки результативности работы.
    Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».
    В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:
    • Высокий уровень (отлично).
    • Достаточный уровень (хорошо).
    • Критический уровень (удовлетворительно).
    • Недостаточный уровень (неудовлетворительно).
    В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформу-лировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Кри-терии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).
    Таблица 1. Примерная шкала оценок

    Словесная Цветовая Бальная Значок Процентная
    Высокий уровень 3 балла «++» от 76 до 100%
    Достаточный уровень 2 балла «+» от 66 до 75%
    Критический уровень 1 балл «-» от 41 до 65%
    Недопустимый уровень 0 баллов «- -» от 0 до 40%

    Оценка кадров — одна из важнейших функций в руководстве коллективом.
    Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать разви-тию, творчеству или, наоборот, пассивности.
    Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.
    Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:
    • наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
    • анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
    • беседа (обязательно с обменом мнениями);
    • анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
    • хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
    • изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);
    • устная или письменная проверка знаний.

    5. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

    Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического про-цесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся из-менения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фак-тов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
    По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнитель-ным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результа-тивные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.
    Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, — это плановость и гласность контроля.
    Многие руководители ежемесячно планируют 5—7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

    Таблица 2. План оперативного контроля

    Вопросы
    на
    контроле Возрастные группы, недели месяца
    младшая средняя старшая подготовительная к школе
    I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

    День диагностики, регулирования и коррекции
    Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошколь-ном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).
    Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулиро-ванию деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый уровень ор-ганизации педагогического процесса.
    ДРК — это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности та-кого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.
    Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:
    1. Инструктаж тех, кто проводит, и с кем будет проводиться ДРК.
    2. Составляется общая программа дня, возможно, что каждый участник-организатор состав-ляет свою программу.
    3. Определяются сроки проведения ДРК и обработки полученных материалов.
    4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.
    5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК.
    6. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зави-симости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.
    6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

    Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОО, или по направлениям деятельности педагогов.
    Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитате-ля.
    Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годо-вом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подго-товительную работу в несколько этапов.
    1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
    Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педа-гогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.
    2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
    Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изу-чить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
    Формы плана могут быть самые разные.
    По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяет-ся 5 блоков.
    1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.
    2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им мето-дов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система про-фессионального роста педагогов ДОО.
    3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соот-ветствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОО разработок, рекомендаций в помощь к планирова-нию.
    4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по дан-ному направлению, наличие разнообразных пособий.
    5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности ра-боты педагога (табл. 3).

    Таблица 3.
    План тематического контроля
    Цель: _______________________________________________________
    Проверка проводится с _____ 20____ г. по _____ 20___ г.

    Разделы плана Содержание Методика
    контроля
    1. Диагностика знаний, умений, навыков, уровня развития и воспитания детей
    2. Уровень профессионального мастерства вос-питателя
    3. Система планирования работы с детьми
    4. Создание условий:
    • в группах;
    • в методическом кабинете
    5. Работа с родителями

    Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и ка-ково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
    Руководитель, старший воспитатель сада, обязаны оказать всю необходимую помощь воспи-тателям в подготовке к тематическому контролю.
    Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

    3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
    Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составле-ние схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно про-анализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качествен-но).
    В некоторых садах используется такой порядок тематического контроля:
    • изучаются отдельные, заранее определенные вопросы;
    • результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются.
    Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.
    Составленные и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) ма-териалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в дет-ском саду по разделам программы и по годам.

    4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков вы-полнения работ.
    В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
    Задача руководителя — поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
    Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использовать таблицу (табл. 4).

    Таблица 4.

    Даты
    проведения контроля Возрастные группы
    Младшая Средняя
    1-я половина дня 2-я половина дня 1-я половина дня 2-я половина дня
    Понедельник Просмотр
    режимных
    моментов Проверка плана работы (ст. восп.) Посещение
    занятий (заведущ.) Анализ
    предметной среды
    Вторник Посещение
    занятий
    (ст. восп.) Проверка плана работы
    (заведующ.)

    Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.
    Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОО. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направле-ний деятельности педагогического коллектива ДОО и используются при подготовке учреж-дения к аттестации.
    7. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

    В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результатив-ности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инст-рументарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогиче-ского процесса, то это итоги работы ДОО за полугодие, учебный год, итоги летней оздорови-тельной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные — тематические.
    Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на ин-тегрированной основе — проведение интегрированных занятий и использование тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.
    В этих случаях руководитель может осуществлять мониторинг, основанный на сравнении по-казателей в начале, середине, по окончании работы.
    Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проводится один раз в пять лет по отношению к каждому педагогу учреждения и учреждению в целом.

    8. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

    Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения яв-ляется организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом пра-вильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно, из направлений деятельности дошкольного учреждения.
    Обычно:
    • старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс,
    • медсестра — за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание,
    • завхоз — за финансово-хозяйственную деятельность.
    Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.
    Для оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного учреждения
    Сегодня многие ДОО имеют в штате не только медсестру и диетсестру, но и медицинских сестер по массажу, ЛФК и физиотерапии. Контролировать их работу должен врач, если он ра-ботает в ДОО, или непосредственно руководитель детского сада. Для того чтобы правильно организовать контроль работы медицинских работников детского сада, руководителю необ-ходимо владеть информацией по нормированию работы и формам отчетности медсестры мас-сажа, медсестры ЛФК и медсестры физиотерапии.
    Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОО с учетом распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами
    Старший воспитатель контролирует:
    Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.
    Для обеспечения условий по оздоровлению детей медсестра ДОО контролирует:
    Выделим основные объекты медико-педагогического контроля:
     санитарное состояние и содержание участка;
     санитарно-гигиеническое состояние помещений;
     оборудование помещений;
     организация питания;
     соблюдение питьевого режима;
     динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
     состояние здоровья детей;
     мероприятия, проводимые в случае карантина;
     состояние одежды и обуви детей;
     организация двигательного режима;
     осуществление системы закаливания;
     организация прогулок;
     проведение физкультурных занятий с детьми;
     проведение оздоровительных мероприятий в течение дня;
     состояние искусственного плавательного бассейна и соблюдение правил его использо-вания;
     организация дневного сна;
     организация физкультурно-оздоровительных праздников, досуга и развлечений.

    АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ
    При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:
    1. Определение цели и объекта контроля.
    2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
    3. Сбор информации.
    4. Ее анализ.
    5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
    6. Проверка исполнения рекомендаций.
    Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и ра-ционального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответствен-ность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО КОНТРОЛЯ.

    1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
     Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
     Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
     Результаты медицинского осмотра детей.
     Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
     Организация питания.
     Посещаемость.
     Выполнение режима дня.
     Выполнение санэпидемрежима.
     Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
     Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
     Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
     Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
     Работа с неблагополучными семьями.
     Соблюдение правил внутреннего распорядка.
     Техника безопасности.
     Сохранность имущества.
     Укрепление материальной базы.
     Финансово – хозяйственной деятельности.
    2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
     Анализ заболеваемости.
     Выполнение натуральных норм питания.
     Выполнение плана по детодням.
     Проведение физкультурных досугов, развлечений.
     Состояние документации в группах.
     Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
     Выполнение решений педсовета.
     Документация и отчетность подотчетных лиц.
     Снятие остатков продуктов питания.
     Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
     Уровень педагогического мастерства и состояние учебно — воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
     Подведение итогов смотров и конкурсов.
    3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
     Участие в работе методических объединений.
     Анализ детской заболеваемости.
     Проведение дней здоровья.
     Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
     Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
     Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты