• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    12 Ноя2023

    Современный подход к развитию интеллектуальных способностей дошкольников 5-7 лет на дифференцированной основе

    12.11.2023. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Чичварина Т. В.

    Антошина Ю. А.

            Высокие требования жизни к использованию  методов, средств, форм обучения, новые ориентиры образовательной политики  побудили педагогический коллектив скорректировать предматематическую  подготовку  детей к школе и создать систему работы  по развитию интеллектуальных способностей дошкольников 5-7 лет, основанную на приемах  развития интеллекта  А.З. Зака..

              Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребёнок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, находить закономерности, выявлять причинно-следственные связи, планировать свою деятельность. Мониторинг интеллектуального развития  дошкольников (тест Векслера)  выявил нарушения в интеллектуальной деятельности: бедный словарный запас, трудности в выражении своих мыслей, трудности в выполнении арифметических действий, недостаточный  уровень понятийного мышления, слабая концентрация внимания, нарушения кратковременной  и оперативной памяти. В соответствии с ними  были модернизированы, адаптированы и систематизированы игры для дошкольников 5-7 лет.

    В основе дифференцированного подхода развития интеллектуальных способностей лежат

    • Возрастные особенности воспитанников  5-6 лет, 6-7 лет
    • Уровень успешности  в освоении детьми  ООП ДОУ, мониторинговые исследования;
    • Уровень сложности поисково-развивающих игр (5-6 лет базовый, основной, оптимальный; 

    6-7 лет — базовый,    оптимальный,  повышенной  сложности)

    • Вариативность игр
    Логические конструкторы для дошкольников 5-6 лет  «БУДЕМ СМЫШЛЕНЫМИ»  
    Логические тренажеры для дошкольников 6 -7 лет  «ИГРАЙ, ДУМАЙ, РАССУЖДАЙ»  
    Поисково-развивающие игры на развитие способности планировать  
    Поисково-развивающие игры на развитие способности комбинировать
    Поисково-развивающие игры на развитие способности анализировать  
    Поисково-развивающие игры на развитие способности рассуждать  

    Поисково-развивающие игры представлены логическими конструкторами  и  тренажерами.

    Логические конструкторы «Будем смышленными» — это модифицированный вариант поисково – развивающих игр, дающий возможность конструировать задания в зависимости от поставленной цели, т.е. расширять возможность содержательной стороны поисковых заданий.

    Игры  в конструкторах представлены тремя уровнями: базовый, основной и оптимальный.

       Педагог использует тот вариант игр, который соответствует  уровню успешности  ребенка с последующим его продвижением по лесенке деятельности.

    Логические конструкторы для дошкольников 5-6 лет  представлены  играми на развитие способности   «планировать»  и  «комбинировать» на полях и по направлениям.

    К поисковым заданиям на «комбинирование» относятся любые ситуации, где порядок следования предметов или одно их расположение преобразуется в другое.

    Поисковые задания  имеют три варианта в одно действие :

    • Первый вариант — применяется как на трех-, так и на четырех клеточных полях с использованием двух фигур, но с перестановкой  1 фигуры в нижней ячейке;
    • Второй вариант – на тех же полях, но с перестановкой 2 фигур в нижней ячейке;
    • Третий вариант- применяется только на четырех клеточном поле с использованием 3 фигур в нижней ячейке

       Каждая игра проводится по единому плану: в первой части дети тренируются в решении задач, во второй –осваивают новые умения по их составлению вместе с воспитателем, в третьей части самостоятельно составляют задачи, воспитатель их решает.

    Логические конструкторы на развитие способности планировать представлены играми:

    •  « Как гусеница и муравей в гости ходили» на полях

    Успешное выполнение поисковых заданий требует от детей не реальных, а воображаемых изменений ситуации: детям необходимо представить, куда возможны передвижения персонажей. Задания составлены так, что в одних из них дошкольник будет в позиции отгадывающего загадки, в других – загадывающего, в третьих- проверяющего отгадки.

    • « Перемещение по дорожкам» — « Оса», « Пчела», поисковые задания выполняются  по направлениям: по узким и широким дорожкам

        Логические тренажёры « Играй, думай, рассуждай» – это  модифицированные  поисково-занимательные задания разнообразных игр.         Первый блок игр  на развитие у дошкольников умения анализировать  включает адаптированные поисково-развивающие игры А.З. Зака  «Найди недостающий рисунок», «Разное-одинаковое»,  «Поиск девятого».  Данные игры  направлены на сравнение, анализ отдельных изображений, поиск недостающих.

    Второй блок игр, направленных  на развитие у детей 6-7 лет умения рассуждать      состоит из поисково-развивающих игр:  «Фигуры и знаки», « Выше-ниже», « Ближе-дальше», «Между-рядом»,  «Правее-левее».  В этих играх  у дошкольников  развивается способность рассуждать и умозаключать, совершенствуется логическое мышление,  умение делать выводы из предложенных суждений.

    Игры логических тренажеров представлены тремя  уровнями: базовый, оптимальный, повышенной сложности 

       Сложность игр  постепенно возрастает в зависимости от уровня  и зависит от   интеллектуальных возможностей воспитанников. Прежде чем перейти на   игры с графическими изображениями, разработаны игры с картинками, которые более доступны  для понимания и восприятия дошкольниками. В процессе игровой деятельности решается целый комплекс дидактических задач: по осведомленности, закрепления обобщающих понятий, арифметических понятий, ориентировке на плоскости

       Введение в образовательный  процесс логических конструкторов и логические тренажеры , основанных  на методических приемах развития интеллекта А.З. Зака, способствует развитию наглядно – действенного, наглядно-образного мышления, усвоению логико-математических отношений, развивает поисковую активность и сообразительность .

    Оставить комментарий

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты