• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    13 Янв2021

    Роль сказки в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

    13.01.2021. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Меркулова А. Н., Кочевадова А. Н., Козулева Г. А.

     Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.

    Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.

    Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

    Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагогики.

       Для решения этой задачи мы используем различные технологии, основанные на работе со сказками. Сказка является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.

        Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, средством эстетического и нравственного воспитания детей. Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории и практике.

    Погружаясь в волшебный мир сказки, ребенок узнает от героев что-то новое. В момент погружения в сказку ребенок сочувствует персонажам, радуется вместе с ними, переживает, смеется и плачет. Но ребенок не просто испытывает те или иные чувства. С помощью рассказчика он учится называть эти эмоции своими именами, различать и классифицировать их. Сказка помогает привить ребенку базовые ценности: честность, доброту, умение сопереживать.

    Такая практика помогает становлению личности, ведь в будущем человек сможет анализировать свое поведение и находить первопричины, приводящие к определенным действиям. Примеры героев – это самый простой способ разобраться в типах и моделях взаимоотношений. Ребенок понимает, как нужно вести себя в обществе, общаться с окружающими и поддерживать дружбу.

    Трудно переоценить роль сказок в речевом развитии дошкольников, имеющих нарушения речи. Работа с текстом сказки позволяет расширить словарный запас детей, помогает верно строить диалоги, влияет на развитие связной, логичной речи.

      Существуют различные методы нетрадиционной работы со сказкой, используемые нами в работе с детьми с нарушениями речи. Все это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольника, такие как сказкотерапия, режиссерская игра, сочинение сказок и другие.

       Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие. Для успешной реализации этих игровых видов работы со сказками необходимо создать ряд условий, и первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Поэтому у нас возникла идея создать трансформирующееся, мобильное игровое поле, собрать, а также изготовить самостоятельно с детьми, родителями галерею сказочных героев и предметов к различным сказкам. Разместили это игровое поле мы в старом чемодане и назвали его «Чемодан со сказками».

       Над внешним и внутренним видом чемодана пришлось поработать. Внешние стороны чемодана помогут создать атмосферу для зачина сказки. На них изображены сказочные пейзажи. А внутри имеются сменные игровых поля. Игровое поле декорируется с помощью деревьев, домов, тропинок, озера, сшитых из ткани и крепящихся к полю при помощи застежки-липучки. Галерею героев к различным сказкам готовим вместе с детьми и родителями, используем и готовые мелкие игрушки и изготовленные своими руками из теста, из пластилина, ткани и ЛЕГО.

        В чемодане хранится красочная «Волшебная книга сказок», созданная также своими руками. В книге собраны различные терапевтические сказки, сказки, сочиненные нашими детьми, картотека режиссёрских игр.

     «Чемодан со сказками» позволяет развернуть игру в любой из зон группы, в зале и даже на игровой площадке во время прогулки в теплое время года. Используя его, можно организовать совместную подгрупповую и самостоятельную работу детей. Дети с удовольствием организовывают самостоятельную игру по мотивам прочитанной и ранее обыгранной сказки, привнося в неё элементы своего творчества.

    Наш волшебный «Чемодан со сказками» позволяет в непринужденной игровой форме решать серьезные образовательные задачи по развитию и коррекции речи детей с ТНР. Даже дети с низкой речевой активностью всегда очень хотят участвовать в роле кукловода и высказываться от имени своего героя.

          Дети очень любят, когда им читают сказки, а также любят играть в сказки, поэтому данный метод подходит каждому ребенку и позволяет ему справиться с любой жизненной проблемой, преодолеть свои страхи, побуждает к активности и словотворчеству.

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты