• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    18 Сен2023

    Организация работы с одаренными детьми в дошкольном учреждении

    18.09.2023. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Буровик Н.М.

    Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).

    Детский возраст – период становления способностей и  личности. Одни говорят о том, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка. Для других – одаренность –  уникальное явление и необходимое внимание уделяют поиску одаренных детей.

    Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком  спектре деятельности, что создает условия для формирования различных видов одаренности. Но даже в одном виде деятельности разные дети могут проявить своеобразие своего дарования.

    Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть определен по следующим признакам:

    — повышенная избирательная чувствительность к предметам окружающего мира (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам и т. д.);

    — определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественной и т. д.).

    Психологические особенности ребенка, проявляющего одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не факторы, ее порождающие. О наличии одаренности не всегда свидетельствует блестящая память, способности в математике, счете и т. д., но может служить основанием для предположения об одаренности.

    Существует несколько видов одаренности в зависимости от предметного содержания деятельности детей в ДОО.  Каждый вид одаренности предполагает работу всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого, конкретного вида деятельности. Если ребенок, к примеру, музыкально одарен, то, созданные для него условия, предполагают развитие:

    — на уровне сенсомоторных качеств ( уникальное исполнение);

    — коммуникации (контакт со зрителем);

    — в духовно- эстетическом плане (осмысление  своей деятельности).

    Такой теоретический подход имеет практическое следствие в работе педагога дошкольного учреждения, а именно:

    — не ограничивать работу лишь составлением программ;

    — создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности.

    Отсюда возникает вопрос, какова же степень сформированности одаренности и ее дифференциация: актуальная или потенциальная.

    Актуальная одаренность – это психологическая оценка ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которая проявляется ярче по сравнению со сверстниками.          

    Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который обладает лишь определенными возможностями (потенциалом) для более высоких достижений.

    Только благоприятные условия обеспечивают определенное влияние на возможности ребенка. Яркая одаренность проявляется в деятельности наиболее выразительно. И, если успехи ребенка  очевидны, его одаренность не вызывает подозрений, то педагог адекватно оценивает « зону ближайшего развития» и составляет программу работы с так называемым, перспективным ребенком. Педагогу принадлежит основная роль в организации творческой образовательной сферы для развития одаренности дошкольников. Необходима перестройка в стиле взаимодействия, приветствуется демократический стиль. Воспитатель демонстрирует:

    — владение дидактическим  проектированием образовательного процесса;

    — умение выбрать целесообразную, сообразную с психологическими особенностями одаренного ребенка, форму познания;

             — способность понимать, что такое развивающее образование;

    — чему учить, как учить, зачем учить.

    Чтобы развить человека, главное знать, насколько будет востребовано то, что предлагается человеку, которого обучают, воспитывают и развивают.

    Каковы же принципы педагогической деятельности в ДОО, используемые в работе с одаренными детьми:

    — принцип большого набора представленных возможностей для развития непохожести на других;

    — принцип создания оптимальных условий для выявления и поддержки одаренных детей;

    — содействия развития индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

    — создание банка данных  « Одаренные дети»;

    — организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых детей;

    — проведение конкурсов, викторин среди одаренных ребят;

    — разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми в разных видах деятельности, отработка методов и приемов работы, мониторинг результативности.

    Формы работы с одаренными детьми в детском саду:

    —  непосредственно образовательная деятельность;

    — продуктивная деятельность;

    — театрализованные праздники;

    — спортивные праздники.

    Проведение декад научных знаний направлены на раскрытие творческого потенциала детей, где у них появляется возможность проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Ребята вместе с педагогом отправлялись в путешествие в « Вообразилию», играли в игру « Сказки в картинках».

    Дошкольники старших групп выступают с кукольным театром у малышей, участвуют в различных театрализованных представлениях к праздникам. Увлеченность детей творческой деятельностью не рождается сама собой, она программируется воспитателем.  Занятия в различных кружках, посещение выставок художников, участие в творческих конкурсах – формы работы с одаренными детьми по изобразительному искусству. В области спорта способствуют выявлению одаренных детей « Здравиады».

    Методы и приемы, используемые в процессе исследовательской работы:

    — наблюдение;

    — эксперимент;

    — описание;

    — анкетирование;

    — интервьюирование.

    Целью организации данной работы является формирование у детей познавательной активности. Цель будет достигнута, если будут решены следующие проблемы: развитие творческих способностей, коммуникативных умений, умение анализировать и синтезировать, формирования наблюдательности и внимания.

          Таким образом, глобальные социально – экономические преобразования в современном обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных на основе собственной одаренности, преобразовывать общественную жизнь, формулировать новые перспективные задачи. Получается, что все должны стать творцами? Да, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но обязательно все! Проблема раннего выявления и обучения талантливого ребенка –  немаловажная задача в сфере образования. От ее успешного решения зависит интеллектуальный и личностный потенциал нашего Отечества.

    Оставить комментарий

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты