• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    14 Июл2021

    Моделирование предметно-пространственной среды по ФГОС ДО в группах раннего возраста

    14.07.2021. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Н.В. Антипова

    Проблема воспитания и развития детей раннего возраста является одним из актуальных вопросов современности нашего государства.

    На протяжении последнего времени очень много делается для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые образовательные программы, разрабатываются новые развивающие технологии и методики.

    В основе успешной реализации новых образовательных программ, разработанных для воспитания детей раннего возраста, лежит правильная организация предметно-пространственной среды в дошкольных организациях.

    Существует множество различных определений развивающей предметной среды. В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология: «Среда развивающая предметная — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [Новоселова С.: 94].

    Зачастую малыши находятся в детском саду целый день, и окружающая обстановка должна не только их радовать, способствуя положительному настрою, но и воспитывать хороший вкус, а также должна быть многофункциональной, чтобы давать возможность реализовывать и углублять свои знания и умения.

    Поэтому современному детскому саду необходимо выстроить предметно-пространственную среду таким образом, чтобы успешно могли функционировать следующие сферы развития ребенка раннего возраста:

    — Физическая;

    — Психологическая;

     — Эстетическая и речевая.

    Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, и именно в возрасте от 1 года до 3 лет умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

    Организация игр, музыкальных и театральных представлений, развивающих занятий – все это так же относится к предметно-пространственной среде.

    Важным условием при моделировании предметно-пространственной среды для детей раннего возраста выступает реализация всех видов детской деятельности (и их разновидностей) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями.

    Ведущими видами деятельности (ФГОС ДО п. 2.7.) в раннем возрасте (1 год – 3 года) являются: — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; — экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); — общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; — самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.); — восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; — двигательная активность.

    Поэтому детский сад формирует предметно-пространственную среду по принципу построения небольших пространств – «зон».

    В групповом помещении детского сада для детей раннего возраста могут быть организованы зоны для следующих форм активности: приема пищи и занятий (столы со стульчиками); развития движений – «двигательная зона»; сюжетных игр, игр со строительным материалом, игр с машинками – «игровая зона»; изобразительной и музыкальной деятельности – «зона творческого развития»; чтения и рассматривания иллюстраций – «зона речевого развития»; игр с песком и водой; отдыха («уголок уединения»).

    Принцип зонирования не означает, что предметная среда группы остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач [Новоселова С.:  21].

    Все материалы и дидактические пособия должны располагаться в прямом доступе, но при этом не мешать и не сковывать движение малышей. Элементы каждой «зоны развития» (игры, игрушки) также должны периодически заменяться. В каждой зоне также должны своевременно появляться новые игрушки и предметы, которые будут стимулировать двигательную и познавательную активность малышей, развивать их игровую деятельность.

    Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя не только природу и окружающие его объекты. Для развития детей необходимо предусмотреть создание различных практических упражнений, которые включают в себя:

    1. Навыки развития речи;
    2. Сенсорное развитие;
    3. Мелкую моторику;
    4. Знакомство с природой и окружающим миром;
    5. Познание естественных наук через опыты и упражнения.

    Ребенок раннего возраста познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности [Печора К.Л.: 42]. Идеальное количество детей, в котором необходимо взаимодействовать детям раннего возраста, – 5-6 человек. 

    Правильная организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста и успешно подобранные задания, способствуют быстрой обучаемости детей, развитию речи, зрительному восприятию цветоформ, способствуют развитию игровых умений.

    Таким образом, можно сделать следующий вывод, что правильно оформленная предметно-пространственная среда служит ребенку раннего возраста основой для увлекательного пребывания в стенах детского сада и всестороннего развития личности.

    Оставить комментарий

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты