• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    07 мая2019

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    07.05.2019. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Уважаемые коллеги! Поздравляем Вас с праздником Победы! Пусть над головой всегда будет мирное небо…
    Г. Г. Микерова
    доктор педагогических наук, доцент,
    профессор кафедры начального образования ККИДППО,
    заведующий кафедрой педагогики
    и методики начального образования КубГУ

    Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения 2009 года смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
    • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
    • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
    • изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
    • изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
    Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования. Учитывая, что современная российская школа несет в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый из педагогов, управленцев, методистов, психологов, авторов учебников и учебных пособий, родителей должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода, так как фактически речь идет об изменении мировоззрения каждого из них и освоении ими самими культуры саморазвития, которую все они должны передать сегодня детям.
    Сегодня для учителя начальной школы особо актуальными стали вопросы:
    1) Как обучать?
    2) Как создать новую образовательную среду?
    3) С помощью чего учить?
    4) Как проверить достижение новых образовательных результатов?
    5) Как разработать основную образовательную программу образовательного учреждения и рабочие программы по учебным предметам на этапе перехода к ФГОС НОО, чтобы они стали не формальной очередной бумажкой, а «дорожной картой», помощником в этом переходе?
    Авторским коллективом «Школа 2100» разработана и соотнесена с различными возрастными ступенями технология деятельностного метода (ТДМ) обучения (включающая структуру современного урока и системную типологию уроков), которая позволяет заменить методы «объяснения» нового материала на уроках в начальной школе построением осознанных учащимися способов самостоятельного «открытия» новых знаний, проектирования способов решения задач, коррекции и самооценки собственной деятельности, рефлексии ее результатов. Эта технология обеспечивает:
    • высокое качество предметных знаний и умений;
    • эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников;
    • воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся;
    • способствует активному формированию способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволяет учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.
    При этом реализуется основной принцип деятельности: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует формированию его общеучебных (организационно-рефлексивных и общекультурных умений). Ведь по словам Л.С. Выготского, формирование любых умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий и умения учиться в целом), возможно только в деятельности. Невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. Нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, а затем, не отработав и не откорректировав все эти движения в воде.
    Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
    1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
    2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
    3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
    4. Контроль.
    Именно так сегодня школьники учатся писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании универсальных учебных действий и способностей.
    Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) в образовательной системе «Школа 2000…», предложен следующий путь, состоящий из четырех этапов, которые проходит каждый ученик; этапы должны быть реализованы независимо от выбранного УМК учителем начальных классов:
    1. Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению.
    2. Основываясь на имеющийся опыт, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом).
    3. Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных предметов, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция.
    4. В заключение организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
    Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают первичный опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам – математике, русскому языку и чтению, окружающему миру, физкультуре и т.д. Затем организуется осознание ими необходимости самостоятельного выполнения данного УУД, знакомство с самим понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у младших школьников формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.
    Научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» создал программу надпредметного курса «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться в целом. В 2008 учебном году на экспериментальных площадках города Москвы успешно прошла апробация данного курса для 1 класса. Курс «Мир деятельности» состоит из четырёх параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
    Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте:
    • личностное самоопределение в учебной деятельности (УД),
    • выполнять пробное учебное действие,
    • фиксировать затруднение в УД,
    • выявлять его причину,
    • ставить цель,
    • составлять план действий,
    • осуществлять выбор способов и средств достижения цели,
    • реализовывать проект,
    • организовывать свою деятельность по усвоению знаний,
    • проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий,
    • корректировать ошибки.
    Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция.
    Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами.
    Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни.
    В настоящее время подготовлены откорректированные сценарии проведения занятий курса «Мир деятельности» для 1 класса, дидактические материалы, таблицы, презентации, учебное пособие для учащихся и методические рекомендации для учителей. Учителя начальных классов независимо от выбранного УМК могут ввести этот курс и во внеурочную деятельность для выполнения требований системно-деятельностного подхода ФГОС.
    После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.
    Уроки проходят так: учащиеся выполняют данное УУД самостоятельно и осознанно, проговаривают вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия. Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять – на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства, разработанные в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», которые описаны ниже.
    Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познавательную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять и осуществлять их рефлексию.

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Декабрь 2025
    • Ноябрь 2025
    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты