• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    11 мая2024

    Экологическое воспитание дошкольников посредством исследовательской деятельности

    11.05.2024. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    А.С.Шуриева

        Современные дети стали больше времени проводить за компьютерными играми и телевизором, происходит процесс отчуждения ребенка от природы. Ведь никакой –даже самый красивый видеофильм о природе – не заменит живого общения с ней. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от педагогов, от технологии педагогического процесса. Одна из основных задач воспитателей детского сада – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – это естественное состояние ребёнка, поскольку он настроен на познание окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит, сделать шаг в неизведанное. Задача воспитателей – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Исследовательская деятельность в детском саду применяется во всех видах детской деятельности: в игровой, при наблюдении, на прогулке, в непосредственно-образовательной деятельности, что помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

    Основные особенности исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей:

    – направлена на получение новых знаний о мире природы;

    – способствует формированию системы знаний о природе;

    –развивает познавательную активность;

    –способствует развитию мыслительных процессов и операций;

    –оказывает влияние на развитие речи.

         Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опыты в отличие от простых наблюдений позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, особенности растений, их жизнедеятельности. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление. Дошкольникам нравятся живые объекты для наблюдений. Например, «Дом для червей» − аквариум с почвой. В почве обязательно должны быть сухие, перегнивающие листья − пища дождевых червей. В аквариум запускается несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и проделывают ходы в земле. Почву в аквариуме нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят «на волю».

         «Прозрачный горшок» − стеклянная банка, позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно с интересом следят за развитием корней лука. Длинные корни образуются также  и  у веточек тополя. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

          Уголок «Юный эколог» в группе состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

      –зона коллекцийпредназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам;

    –зона экспериментирования создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований;

    – огород на окнесоздается для наблюдений за ростом растений;

    – центр воды и песка предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;

    –центр науки предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений.

        Не вызывает сомнения факт, что основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом занимаемся, так как без поддержки родителей нам не обойтись. Надо отметить, что молодые родители с интересом и желанием принимают участие в реализации плана экологической агитбригады «Эхо», экологических проектов.  От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Считаем, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, закрепить представления о мире.

    Оставить комментарий

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты