Начальник Сызранского межмуниципального отдела СОЦОЗМП Татьяна Юрьевна Новоженина
Конфликт (от латинского conflictus — столкновение, удар, борьба, рознь) — это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, которые фиксируются ими в жёсткой форме.
В процессе социального взаимодействия противоречия возникают довольно часто, а наиболее острый способ их разрешения — конфликт. Обычно он:
- заключается в противодействии участников этого взаимодействия;
- сопровождается негативными эмоциями;
- выходит за рамки правил и норм.
-Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
-Второй момент — анализ ситуации без превратности.
-Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
-Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
-Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Рекомендации учителю по профилактике конфликтов.
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
— оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;
— ухудшает качество мышления;
— по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.
Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.
Перевоспитание и воспитание — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучениии воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.
Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации, родителей.
Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
По своему социально — психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.
Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
Опорная схема для проведения анализа конфликтной ситуации.
— описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);
— что предшествовало возникновению ситуации;
— какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
— ситуация глазами ученика и учителя;
— личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
— что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
— основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
— варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика;
— выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Правила успешного общения в конфликте
- Говорите только по просьбе или сигналу ведущего.
- Относитесь к другому человеку с уважением и доверием.
- Обращаясь, называйте оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, избегая местоимений «он», «она».
- Не перебивайте ни оппонента, ни медиатора. Проявляйте терпение и выдержку.
- Знайте, что у вас всегда будет возможность и время сказать все, что вы считаете нужным.
- Внимательно выслушивайте своего оппонента и старайтесь увидеть в его словах и позиции положительные моменты.
- Проявляйте добрую волю, настойчивость и старайтесь вести обсуждение, а не уходить от него, замыкаясь в себе.
- Стремитесь в какой-то степени стать на точку зрения другого человека, увидеть происходящее его глазами.
- Помните, что медиатор не должен предлагать вариантов решения конфликта, он — только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон.
- Соблюдайте условия конфиденциальности, т.е. полного неразглашения содержания встреч. Но когда работа будет завершена, вы можете сообщить интересующимся основной результат разрешения конфликта.







