• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    10 Апр2021

    Центр «Мир внутри» как условие развития социального и эмоционального интеллекта младшего дошкольника

    10.04.2021. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

     А.И.Дьячкова

     В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Эффективнее всего не просто учить детей чему-то, а показывать на собственном примере. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

    Придя в детский сад, ребенок попадает из комфортной домашней обстановки в неизвестную. Ребенок может расстроиться, закапризничать, однако, если уже издалека малыш услышит нежную, чарующую музыку, грусть сменяется интересом, непослушание превращается в жажду познания и общения, ему открывается чудесный «другой мир», где его встречают улыбки и понимание. 

    Музыка доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. 

    Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Одним из приоритетных направлений профессиональной деятельности педагога является формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста [2].

    Мир ребёнка, попадающего в детский сад, наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, и не всегда положительными. Наиболее напряженные и яркие отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

    Ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, обучение приемам расшифровывать не только свое настроение, но и эмоции других, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и подавленное настроение, межличностные конфликты [4].

    Чтобы научить ребенка управлять своим настроением, необходимо сначала научить его отслеживать собственное эмоциональное состояние и правильно его понимать. Как это сделать? Таким средством в дошкольном образовательном учреждении может является созданный Центр «Мир внутри».

    Целью Центра является отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка через решение следующих задач:

    • диагностировать эмоционального состояния ребенка;
    • развивать эмпатийные способности ребенка;
    • воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание;

    –обеспечить индивидуальный подход к психологическим особенностям каждого ребенка.

    Для определения эмоционального состояния воспитанника можно использовать различные эмоционально-развивающие игры. Например, «Доска настроений» в виде светофора, где каждый сигнал выражает разные настроения: зеленый — веселое, желтый – нейтральное, красный– грустное. В начале дня ребёнок берёт свою фотографию и закрепляет в определенном месте.

    При обозначении настроения мы ввели пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Определяем термины, обозначающие соответствующее настроение, и демонстрируем соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. 

    Для поддержки детской инициативы в процессе работы с Центром «Мир внутри» необходимо:

    • поддерживать стремление детей проговаривать свои желания, чувства, мысли; 
    • поддерживать стремление дать определение своему настроению; 
    • предлагать выбрать цвет своего настроения или соответствующую ему пиктограмму; 
    • помогать поместить свою фотографию в выбранное место на светофоре настроения; 
    • предоставлять право сомневаться в своем выборе, право на изменение решения;
    • предоставлять право обращаться за разъяснениями ко взрослому и другим детям.

    Чтобы помочь развивать эмпатийные способности ребенка, мы применяем в группе настольную игру-театр «Домик настроений».  Она помогает детям узнать, какие бывают эмоции и как с ними нужно справляться. Изучая влияние игры на психическое развитие ребенка, Д. Б. Эльконин предположил, что в ролевой игре постепенно происходит преодоление эгоцентризма. Переключение ребенка в игре с одной роли на другую, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к постепенной трансформации представлений дошкольника о своем положении в мире.

    Данное предположение было проверено в экспериментальной работе

    В. А. Недоспасовой [3]. 

    Данная игра позволяет окунуться в мир режиссерской игры, ребенок знакомится с названиями и графическими изображениями основных эмоций. В ходе игры малыш сможет понять собственное настроение, и что чувствует другой ребенок, перенеся опыт, приобретенный в игре, в реальную жизнь. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, внимания.

    Для формирования эмоциональной отзывчивости и сопереживания можно использовать «Волшебный стул», на который может сесть грустный ребенок. Другие дети сразу могут понять настроение ребенка на «Волшебном стуле» и подойти к нему, погладить по плечу, сказать ласковые слова, поднять ему настроение. 

    Для обеспечения индивидуального подхода к психологическим особенностям каждого ребенка применяются разнообразные методики, в которых прорабатываются основные эмоциональные состояния:

    1. Зона приемлемого выражения агрессии (боксёрская груша, агрессивный колючий коврик);
    2. Зона регулировки своего настроения и самообладания (цветные клубочки успокоения, колпак мечтаний);
    3. Зона эмоционально-развивающих игр для обучения навыкам бесконфликтного общения (игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Доска настроений»);
    4. Зона релаксация (мягкий стул для просмотра групповых и семейных фотографий, «Волшебный стул», мягкие игрушки-антистресс, телефон «Позвони маме», «Волшебный пластилинчик»);
    5. Зона сотрудничества («Твистер», лэпбук «Дружба», куда входят: мнемотаблица «Расскажи о друге», карточная игра «Нарисуй эмоцию друга или подруги», карточки «Дружба в сказках», книжечка «Словарик добрых слов», загадки про дружбу). 

    В настоящее время у детей часто отмечаются состояние эмоциональной напряженности, регресс эмоциональной децентрации и, как следствие, напряженные отношения в семье, в детском коллективе [1]. 

    В ходе работы в Центре:

    • дети научатся определять свое эмоциональное состояние;
    • обозначать его с помощью различных наглядных средств;
    • верно определять эмоциональное состояние других детей;
    • использовать разные способы для улучшения своего эмоционального фона и другого ребенка.

    Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов Центра приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся, раскрываются тревожные и застенчивые дети, малыши учатся сотрудничать друг с другом. 

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты