• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    04 мая2023

    Формирование чувства причастности детей к наследию прошлого через создание особой среды

    04.05.2023. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Л.И. Богданова

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры подразумевает активное приобретение ими культурного богатства русского народа. Наблюдения за играми детей группы, их интерес к народным играм, народной игрушке помогли мне определить проблему, а затем и выстроить систему работы в форме долгосрочного образовательного проекта «Русичи». За основу была взята программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
    Цель: воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры.
    Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
    – воспитывать у детей любовь к своей родине, русскому народу и родным местам, долг, ответственность перед ними, привязанность к ним;
    – развивать в ребёнке способность к пониманию культуры своего народа и позитивному отношению к культуре других народов.
    В процессе реализации проекта я опиралась на следующие принципы: доступности, научности и достоверности, наглядности и занимательности, комплексного интегрированного подхода.
    При реализации проекта предполагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми.
    Решение поставленных задач предусматривает реализацию долгосрочного образовательного проекта и погружение детей в особую, специально организованную среду, которая отражает быт и культуру русского народа.
    Немаловажную роль в этом играет создание развивающей предметно-пространственной среды. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние
    на формирование духовных качеств ребёнка: развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, пробуждающие душу дошкольника, должны быть национальными. Это позволяет детям понять, что они часть великого русского народа. Погружаясь в специально созданную среду (уголок быта русского народа в группе), ребенок погружается в самобытный, колоритный мир народной культуры.
    Мини-музей «Уголок русского быта», обеспечивает детям комплекс новых ощущений. Здесь дошкольники получают и пополняют знания о самобытности русского народа, русской души, русского характера. В мини-музее накоплен богатый и выразительный наглядный материал: дидактические игры, карточки с изображением
    изделий народных промыслов, куклы, изображения народных костюмов, богатая коллекция дымковских игрушек, сделанных руками детей и воспитателей группы.
    Также здесь много детских книг, раскрасок.
    Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички, от которых веет добром, теплом, лаской. Я часто использую их в режимных моментах: при мытье рук, укладывании на сон, при одевании и раздевании.
    На итоговом этапе проекта для родителей и педагогов было проведено открытое мероприятие «Путешествие в страну
    фольклора». Оно имеет игровую форму и предусматривает использование информационно-коммуникативных технологий.
    В начале мероприятия дети продемонстрировали игры с пальчиками «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
    Затем была разгадана загадка о солнышке, а отгадка показана на слайде:
    Золотое яблочка по небу катается,
    Всем, всем улыбается.
    А улыбка-то, лучи
    Очень-очень горячи!
    В игровом упражнении «На что похоже» дети дали определение солнышку (какое оно), рассказали заклички и потешки про него.
    Перевоплощение в народной игре «Огуречик-огуречик» воспитателя в «бабушку», а детей в огурчики вызвал у воспитанников неподдельный интерес к игре.
    После подвижной игры «Курочка с цыплятами» дети с удовольствием рисовали ватной палочкой зернышки для своего цыпленка (игрушки) на заранее приготовленной тарелке-трафарете.
    Все мероприятие проходило на высокой эмоциональной ноте в доброжелательной и комфортной атмосфере.
    В ходе данного проекта дети в занимательной игровой форме уточняли и закрепляли знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в период реализации проекта занимала их практическая деятельность.
    Приобщение воспитанников нашей группы к русской народной культуре осуществляется в тесном и теплом взаимодействии с родителями. Они активно помогали в пополнении мини-музея «Уголок русского быта» предметами старины и художественными экспонатами. Мною был проведен мастер-класс для родителей «Как
    сделать книжку малышку по русским народным сказкам», на котором у них проявился неподдельный интерес к процессу создания книжки по мотивам любимой сказки и к дальнейшим семейным творческим поискам в этом направлении. Огромная поддержка со стороны родителей дает уверенность в верности выбора темы проекта, в близости наших интересов в сфере формирования представлений о семейных ценностях, народных традициях, которые мы перенимаем из поколения в поколение.
    Реализация данного образовательного проекта позволила сформировать у детей знания о культурном наследии русского народа, чувство причастности к наследию прошлого, в том числе и благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.
    Впереди у нас много целей. Нам есть над чем работать, воспитывая и развивая в дошкольниках уважение к культуре и традициям народа, осознание своей этнической идентичности. Но главное, чего я хотела добиться, – это огонек заинтересованности в глазах детей и их родителей, их желание узнавать что-то новое.

    Оставить комментарий

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты