Меняйлова Н. Л.
Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Цель педагога — сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. В настоящее время для признания приоритета семейного воспитания призваны новые отношения между семьей и дошкольной образовательной организацией, которые определяются понятиями взаимодействия и сотрудничества. Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласовании действий педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности.
Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно.
Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. В ходе совместной деятельности мы используем разные формы общения.
Родители привлекаются к
субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления.
Так же используем такие как «Круглый
стол» (в проведении круглых столов реализуется принцип партнерства и диалога).
Совместно с родителями было разработано
и реализовано ряд проектов: «Волшебная вода», «Огород на подоконнике», «Все
началось с колеса», «Моя семья». Мы хотим поделиться опытом работы по
взаимодействию с родителями в ходе проектной деятельности на примере
проекта экологической направленности
«Волшебная вода». Проект «Волшебная
вода», цель
которого – создание условий для бережного отношения к пресной воде. Проект
разработан в силу особой актуальности проблемы сбережения водных ресурсов. Во
время проекта происходит знакомство
ребенка со свойствами воды, а также дети получают информацию о необходимости бережного
отношения к водным ресурсам, о важном значении воды в жизни человека и природы.
Родители так же высказывали свою заинтересованность к проблеме
экологического воспитания. Совместно определили цели деятельности, спланировали
план предстоящей работы.
Задачи для родителей:создание
условий для повышения уровня экологической культуры, компетенции, ознакомление родителей с работой
группы по данной теме, помощь детям в сборе информации.
Итогом проекта стал экологический
спектакль-сказка « Письмо в природу». Наш проект был
разделен на 3 этапа: подготовительный, основной, завершающий. На первом этапе с детьми были проведены такие мероприятия, как
вводная беседа на тему «Где мы встречаем воду?», « В каком состоянии бывает
вода?», « Где в природе есть вода» (цель создание условий для формирования
привычки бережно относится к воде). Беседа на тему « Кому нужна вода» (цель —
создание условий для уточнения значения воды для всего живого). Для закрепления
материала была использована продуктивная деятельность: аппликация на тему «Вода», рисование на тему «Капельки воды». Родители с детьми проводили опыты
с водой дома: «Прятки», «Окрашивание воды», «Опыт
с водой и сахаром». Изучая свойства воды, рассматривали капли под микроскопом. Цель –
пробудить интерес у детей к экспериментам по изучению свойств воды.
В рамках проекта «Волшебная
вода» вместе с родителями выпущена
газета «Берегите воду», с целью вовлечения родителей в образовательный
процесс. Дана родителям и детям
информация о воде, ее значении для жизни всего живого на земле. 22 апреля отмечается Международный день Земли.В нашем саду прошли
совместные мероприятия родителей с
детьми.
Экологическая акция плакатов « Природа просит помощи». Совместно с родителями
были оформлены плакаты экологической направленности, и вывешены в коридоре ДОУ.
Было проведено интервьюирование
детьми родителей «Какая бывает вода?».
Дети изготовили, и вручили родителям знаки «Берегите воду».
Итогом проекта стал спектакль. Дети вместе с родителями подготовили экологическую сказку: «Письмо Природе-Матушке».
Проект длился на протяжении полугода. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения; повысился уровень экологической культуры родителей, их компетентность. У детей сформировались представления о разном состоянии воды, свойствах воды, сформировались основы бережного отношения к такому ресурсу, как вода. Родители приняли активное участие в проекте.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов для игр, конкурсы, презентации вовлекают родителей в воспитательный процесс, сближают их с детьми. А также помогают раскрыть творческие способности детей.
Используя проектную деятельность в работе с родителями нами были проведены интересные совместные мероприятия, досуги, развлечения.
Так день за днем мы выстраивали наши взаимоотношения с семьей воспитанников, которые строятся на взаимопонимании, доверии, взаимопомощи.