О.Г. Андриянова, Ю.Л. Грунчева,
А.С. Калюжная, А.В. Филимончук
Одна из важнейших задач психолого-педагогической практики — это формирование у ребенка дошкольного возраста таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, любознательность и познавательная активность. Как показывает практика, у большинства детей дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень психического и эмоционального развития, отсутствие умения адекватно отреагировать на различные ситуации коммуникации, различать эмоции свои, других сверстников и взрослых. Психоэмоциональное здоровье ребёнка – это сочетание душевного здоровья и личностного отражения, когдау человека на душе светло и тепло, когда он находится в состоянии постоянного личностного роста и готовности к развитию, способность взрослого и ребенка свободно, без ограничений реализовывать свои психологические потребности, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
Дошкольный возраст благоприятен для становления эмоциональной сферы ребенка, накопления его представлений об окружающем мире, различных ситуациях коммуникации, навыках общения со сверстниками и взрослыми. В контексте ФГОС ДОО в рамках требований к характеристикам развивающей предметно-пространственной среды группы важно ее здоровьесохраняющая направленность, психоэмоциональная насыщенность и комфортность.
Сенсорные помощники «фиджеты» и игры с ними могут выполнять важную для гармоничного личностного развития детей функцию — контроля за состоянием психоэмоционального здоровья детей. Фиджет (от английского глагола fidget – вертеть что-то в руках). Сенсомоторным фиджетом может быть любой предмет или игрушка, которая помогает «занять руки», тем самым позволяет справиться с возбуждением или нежелательным поведением ребенка. За счет необычности оформления, эстетической привлекательности, насыщенности, яркости и разнообразия «фиджетов» обеспечивается развитие не только психического и эмоционального развития, сохранения психоэмоционального здоровья и профилактику аффективных реакций, но и способствует формированию сенсомоторных функций, социальных перцепций, побуждает к решению задач речевого и познавательного развития и навыков коммуникации. ориентировано прежде всего, на самостоятельность ребенка, его желания, внутреннее состояние, уровень психоэмоционального благополучия, психологические и эмоциональные потребности здесь и сейчас. [Калюжная 2018 : 3]
Руководство игрой с сенсорными помощниками педагог-психолог или воспитатель осуществляет в зависимости от психоэмоционального состояния детей.
Целькоторую «фиджеты» помогают достичь педагогам в дошкольной образовательной организации заключается вобеспечении и сохранении психоэмоционального здоровья, повышение уровня аффективной экспансии и аффективной рефлексии (эмоционального контроля) у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья средствами включения в образовательный процесс сенсорных помощников
В процессе использования «фиджетов» в различных видах детской деятельности мы решаем следующие задачи:
коррекционные: обогащать эмоциональный опыт, формировать навыки контроля у ребенка за своими аффективными проявлениями, способы неагрессивного снятия страха, гнева, фрустрации и агрессии.
профилактические: формировать эмоциональную готовность детей участвовать в том или ином виде деятельности, субъективные побуждения к взаимодействию с разными сферами бытия, позитивное отношение к своему «Я», к другим людям важнейшим объектам в каждой сфере (продукты труда людей, объекты природы, произведения искусства и т.п.) разными способами;
развивающие (совершенствования): обогащать чувства детей, развивать способности пользоваться языком эмоций и выражать их адекватно ситуации взаимодействия, регулировать свои чувства во взаимодействии с другими людьми в каждой из осваиваемых сфер действительности.
В нашем Учреждении разработан цикл игр с «фиджетами» в рамках игрового автодидактического многофункционального пособия «Сенсорный чемоданчик» для детей от 3-до 7 лет, как с нормативным так и с нарушенным психофизическим развитием.
Так, например игра «Волшебные камушки» с использованием элементов технологии изотерапии, направлена на развитие умения снижать уровень аффективных реакций; снимать стресс неагрессивными способами.
В первом варианте игры взрослый предлагает детям, находящимся в состоянии негативных эмоций, выбрать разные по форме, цвету и размеру камешки и закрасить их теми цветами, которыми захочется. Когда камешки подсохнут, детям предлагается выложить из них портрет той эмоции, того состояния, в котором они находятся. А затем рассказать о своих чувствах и эмоциях. Так же детям можно предложить выложить из камушков портреты людей, отображающие эмоции различных ситуаций взаимодействия (можно с опорой на фотографии, рисунки, картинки).
Во втором варианте игры взрослый предлагает детям, находящимся в состоянии негативных эмоций, выбрать себе разные по форме, цвету и размеру камешки выложить из них портрет той эмоции, того состояния, в котором они находятся. Рассказать о своих чувствах и эмоциях, а затем для смены настроения закрасить их с одной стороны теми цветами, которыми захочется. Когда камешки подсохнут, детям предлагается изменились их эмоции и чувства после рисования.
Использование сенсомоторных фиджетов незримо соединяет игровые, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, организует поведение и взаимоотношения детей. «Фиджеты» можно использовать в образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, подгрупповой, индивидуальной работе и в режимных моментах, как в условиях Учреждения, так и в условиях семьи. Использование сенсомоторных фиджетов, помогает направить образовательный процесс на достижение положительных результатов в вопросах обеспечения и сохранения психоэмоционального здоровья.