З.Р. Абдряшитова, Е.А. Гребенникова
Связная речь является важнейшим компонентом речевой деятельности, без ее развития невозможна полноценная успешная социализация ребенка. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Для дошкольника правильная связная речь является залогом успешного обучения грамоте.
Согласно ФГОС ДО в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет «Речевое развитие» дошкольников, которое решает следующие задачи:
— владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постепенно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Для детей старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. Однако, работая, с детьми в старших группах столкнулись с такой проблемой: некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями, в связном высказывании.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности является сказка. Поэтому, для решения данной проблемы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: речь, память, мышление, воображение, восприятие. Сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка. При работе с детьми по развитию связной речи используем сказки, и ставим следующие задачи:
— развиваем образную речь детей;
— развиваем выразительную речь детей;
— развиваем умственные способности детей;
-развиваем воображение и творческое мышление;
— воспитываем интерес к творческой деятельности.
Для ознакомления детей со сказками используем такие формы и методы работы: -Беседа, -Чтение сказки по частям и их разбор, -Игры – драматизации, -Настольный театр, -Кукольный театр, -Пальчиковый театр, -Творческое преобразование сказки. На примере сказочных персонажей стараемся доступно объяснить детям такие понятия, как «добро», «зло», «жадность», «смелость» так далее. После чтения сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично – сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра. Проведение игр драматизаций по русским народным, является эффективным приемом в развитии связной речи детей. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности.
Игры-драматизации помогают усвоению богатства родного языка, его выразительных средств:
-совершенствуют артикуляционный аппарат
-формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
-способствуют развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
-стимулируют активную речь
Поэтому вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям.
В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли по знакомым сказкам. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению со сказками строим по следующему алгоритму: перед прочтением сказки подготавливаем детей, к ее восприятию, загадываем загадки о персонажах произведения, уточняем отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрируем иллюстрации. При повторном чтении используем прием завершения детьми отдельных предложений. Проводим разбор содержания сказок в вопросно-ответной форме, вопросы направляются на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказки сопровождается наглядным материалом. В режимных моментах проводим чтение и рассказывание сказок, которое побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы. Работая над проблемой связной речи у детей можно сделать следующий вывод, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством для развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи ребенка дошкольного возраста, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это, так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.