Какими компетенциями должен обладать современный менеджер дошкольной образовательной организации? Многими управленческими знаниями и умениями, опытом реализации, желанием осуществлять такую деятельность, и самым главным – умением видеть свою организацию в будущем, выстроить стратегическое планирование и управление.
Причины затруднений практиков при выстраивании стратегического управления ДОО — сложившиеся стереотипы, недостаточное методическое сопровождение и т. д.
Стратегическое планирование и управление ДОО
Управление — это «воздействие управляющей подсистемы на управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих действий».
Планирование – это конкретное описание предполагаемых действий в выделенных направлениях:
• ведущее к реализации намеченных целей;
• совершаемое на основе выработанной стратегии, которая основывается на проблемном анализе ситуации, прогнозировании и предвидении рисков, учете ресурсов и возможностей предполагаемых действий.
Стратегическое планирование отвечает на вопрос «что делать?», стратегический менеджмент – на вопросы «как делать?» и «кто будет делать?». Грани между двумя этими процессами стираются.
Стратегическое планирование начинает рассматриваться как составная часть целостного процесса стратегического управления. Включает в себя три стадии (по А. А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду):
• выбор миссии, ценностей и видения организации;
• выбор стратегических целей;
• выбор стратегий.
За стратегическим планированием следуют стадии:
• реализация,
• мониторинг,
• анализ, оценка и коррекция стратегических планов.
Что учесть при стратегическом планировании в ДОО
При стратегическом планировании деятельности ДОО, выборе ее миссии, ценностей и видения необходимо определить:
• уровень качества образования;
• потребности потребителей;
• возможности организации;
• стратегические цели;
• планирование — определение стратегии.
Требования нормативных документов
Дошкольное образование – самостоятельный уровень общего образования (ст. 5 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Утверждение ФГОС дошкольного образования обусловлено необходимостью обновления и повышения его качества (приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Дошкольная образовательная организация в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами должна стать современной, доступной и безопасной для детей.
Федеральные государственные стандарты внесли перемены в деятельность дошкольных организаций — новые целевые ориентиры, принципы доступности. Все дети, вне зависимости от их возможностей, имеют право на качественное дошкольное образование.
Менеджер дошкольной организации должен:
• понимать, что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций ФГОС;
• создавать условия для функционирования предметно-пространственной среды;
• определять содержательную насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.
Образовательная среда должна быть трансформируемой и многофункциональной, доступной и безопасной, обладать вариативностью.
ФГОС ДО включает в себя требования к ООП:
• структуре, в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;
• условиям реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
• результатам освоения.
Важно:
ФГОС дошкольного образования — это стандарт условий, а не результатов.
Освоение дошкольных образовательных программ не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников.
Требования к результатам, в соответствии с ФГОС ДО, определены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
«Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (ФГОС ДО).
Риск превращения дошкольного образования в школьное
В погоне за натаскиванием детей к школе дошкольное образование превращается в школьное. Например, названия пособий: «Готовимся к школе», «Математика. Рабочая тетрадь», «Подготовлен ли ребенок к школе по чтению?».
Ребенка не учат социальным навыкам, а учат писать, считать, писать. Мы должны понимать, что не ребенок готовится к школе, а школа готовится принять ребенка.
Например, родители, желая ребенку успехов в школе, кроме детского сада отдают ребенка на танцы, плавание, в школу раннего развития. В результате мы видим рост нарушений физического и психического здоровья школьников. Давайте задумаемся, хочется ли нам после работы еще идти и трудиться в третью или четвертую смену. А у ребенка был целый трудовой день. Конечно, некоторым детям необходимы дополнительные занятия. Поэтому нужно задуматься о сетевом взаимодействии дошкольного, дополнительного и общего образования.
Формирование компетенций воспитателя
По мнению А.Г. Асмолова, в сложившихся условиях необходимо обеспечить реализацию принципов педагогики и психологии содействия взрослого и ребенка. Почему это так важно?
Вспомним известное стихотворение С.Я. Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «Почему?».
Мы заглушили любознательность воспитанника дополнительными занятиями, натаскиванием по чтению, счету, письму. Уходит игровая педагогика, а играть интересно всем, даже взрослым.
Игровая педагогика важна в дошкольном образовании. В игре ребенок:
• включается в общение,
• воспроизводит деятельность взрослых,
• развивает моторику,
• осваивает культурные основы,
• художественное творчество,
• осваивает различные виды движения.
Высококвалифицированный педагог сможет использовать игровые формы на основе принципов педагогики и психологии взаимодействия взрослого и ребенка. Поэтому современный воспитатель должен быть мастером игровой дидактики. Необходимо формирование и развитие новых компетенций воспитателя.
Например, давайте задумаемся:
• какая деятельность детей удобнее: ребенок — взрослый, ребенок — ребенок, ребенок — группа?
• как привычнее организовать деятельность детей?
• как они при этом организованы — привычно за столами или используются другие формы?
Хотелось бы видеть активную включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
Дети должны добровольно включаться в деятельность без психического и дисциплинарного принуждения, это:
• свободное общение и движение детей во время деятельности, конечно, при безопасной организации рабочего пространства;
• открытость временных рамок образовательной деятельности, так как каждый ребенок работает в своем темпе.
Мы должны организовать общение таким образом, чтобы инициатива для совместных игр взрослых с детьми принадлежала воспитанникам, а педагог ее поощрял.
Определите, ведется ли проектная деятельность в ДОО. Какие работы представлены на выставках в детском саду:
• индивидуальные работы детей,
• работы детей совместно с родителями,
• работы родителей, подписанные фамилией ребенка,
• совместные работы воспитателя и детей.
Интересна совместная проектная деятельность воспитателя и детей. Чтобы каждый ребенок мог гордиться, что его вклад внесен в общую работу.
Итак:
1. Учтите требования нормативно-правовых документов.
2. Определите миссию и ценности, носителями которых будет педагогический коллектив.
3. Определите цели и результаты, на которые вы ориентированы.
4. И в зависимости от этого определите качество образования, которое будет формироваться в ДОО.
Асмолов А.Г. Детство ради детства.