Г.Н.Аникеева
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.
Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий.
Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.
Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи.
Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи. наглядный мышление измерительный величина.
Основными задачами по ознакомлению детей раннего и дошкольного возрастов с величиной предметов являются:
1) развитие у детей ориентировочных действий, направленных на выделение величины предметов, с использованием при этом накладывания и прикладывания как основных приемов;
2) обучение детей умению различать предметы сначала контрастные, а затем все менее контрастные и, наконец, равные по величине; строить ряд величин;
3) выделение и называние отдельных параметров величины (длина, ширина, высота, толщина и т. д.);
4) обучение способам и приемам сравнения предметов по величине (непосредственным и опосредованным);
5) развитие у детей глазомера, аналитико-синтетической деятельности, пространственного восприятия;
6) формирование представлений и понятий об эталонах величины (мере), овладение специальной терминологией.
Для упражнения в сравнении предметов по величине обычно используются рабочие тетради по математике для дошкольников, либо иной печатный материал из учебников или интернет-ресурсов. Однако, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное восприятие, и дети, при плоскостном изображении предметов, могут путать понятие «большой» и «длинный», «большой» и «толстый» и др. В условиях обычной группы редко можно встретить специальные трехмерные пособия для решения этой проблемы. Кроме того, обычно предлагаются два противоположных варианта для сравнения предметов, обладающих наибольшим и наименьшим параметром.
В более разнообразном виде представлен материал для ознакомления детей с понятием величины в пособиях для работы по системе М. Монтессори.
Благодаря таким пособиям, как: розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, наборы цветных цилиндров, деревянные блоки цилиндров, деревянные пластины, дети могут познакомиться с понятиями «большой-маленький» «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «тяжелый-легкий»; сравнивать по предметы по двум параметрам («высокий и тонкий — низкий и толстый» и т.п.), а также увидеть промежуточные варианты величины между наибольшим и наименьшим параметрами. При работе дети получают возможность использовать не только зрительное восприятие, но и тактильные ощущения-подержать предметы в руках, ощупать со всех сторон, приложить друг к другу. Это обеспечивает лучшее восприятие особенностей предмета и более быстрое понимание сравнительных характеристик.
Таким образом, использование для ознакомления дошкольников с понятием величины пособий из материала М. Монтессори, является благоприятным условием для развития математических способностей детей.