• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
16 Сен2020

Современные методы и приемы воспитания и обучения дошкольников

16.09.2020. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

Исследовательская деятельность детей

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

• Ребёнок воспринимает и усваивает ма­териал в результате удовлетворения возник­шей у него потребности в знаниях.

• Познавательная деятельность детей со­стоит в поиске и решении сложных вопро­сов, требующих актуализации знаний, уме­ния анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

• Основные составляющие процесса ис­следования: выявление проблемы, форму­лирование гипотез, наблюдения, опыты, экс­перименты и сделанные на их основе умоза­ключения.

• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сооб­щаемой педагогом информации и увеличе­нии самостоятельной деятельности до­школьников (Г.К. Селевко).

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо под­бирать содержание, доступное их понима­нию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе ис­следования знания об окружающем мире по­степенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Для успешного развития любознательно­сти и потребности в самостоятельном поис­ке ответа на возникающие вопросы одина­ково неблагоприятными представляются две противоположные ситуации.

1. Если действия ребёнка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая ак­тивность, прежде всего поисковая, обесце­нивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказа­нию. Ребёнок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребёнка удовлетво­ряются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чём не проявлял инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе ко­торого волей-неволей приходится самостоя­тельно отстаивать свои интересы, потреб­ность в поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, разви­вающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной си­туации при решении определённых задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вари­ант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определённых задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незна­комых ранее ситуациях» (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский).

При решении проблемных ситуаций Г.К. Селевко рекомендует педагогам ис­пользовать следующие методические приёмы:

• подвести детей к противоречию и пред­ложить самим найти способ его разрешения:

• изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную;

• предложить рассмотреть явление с по­зиций людей разных профессий (космонав­та, врача, повара и т.д.);

• поставить конкретные вопросы, побуж­дающие делать сравнения, выводы, сопос­тавлять факты;

• поставить проблемные задачи (напри­мер, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённос­тью в постановке вопроса, с противоречи­выми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем ре­шения и др.).

Приведём примеры организации иссле­довательской деятельности детей.

Занятие 1

Исследовательская задача. Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.

Материал. Два ведёрка, рейка с крючка­ми (весы), вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы.

Ход занятия

1. К концам рейки подвесьте ведёрки. Насыпьте в одно ведёрко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? (Здесь и далее шрифтом выделены вопро­сы детям.) Насыпьте в другое ведёрко столько песка, чтобы достигнуть равнове­сия. Можно ли сказать, что в обоих ведёр­ках одинаковое количество песка? Объяс­ните почему.

2. В одно ведёрко положите маленький камешек, в другое — вату. Попробуйте до­стичь равновесия. Можно ли сказать, что вес ведёрок с ватой и камешком одинаков? Почему потребовалось так много ваты, чтобы её вес был равен весу одного малень­кого камешка?

3. Поэкспериментируйте с другими пред­метами. Какой можно сделать вывод о соот­ношении веса предмета и его величины? Вес предмета не всегда зависит от его величины. Маленький предмет может быть тяжёлым, а большой лёгким. Назовите маленькие, но тяжёлые предметы, большие, но лёгкие.

4. Как вы думаете, вес сухих и сырых предметов одинаков? Как это можно дока­зать? Насыпьте в оба ведёрка одинаковое количество песка. Добавьте в одно ведёрко воды. Вес какого ведёрка теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?

Повторите эксперимент с предметами, хо­рошо впитывающими воду (тканью, губкой, бумагой), и предметами, плохо впитываю­щими или совсем не впитывающими воду (стеклянными, металлическими, пластмассо­выми). Какой можно сделать вывод? Вес непромокаемых предметов, если их намо­чить, увеличивается незначительно, а вес предметов, хорошо впитывающих воду, уве­личивается намного.

5. Ответьте на вопросы, доказывая свою точку зрения.

• Почему пуховик легче меховой шубы то­го же размера?

• Может ли арбуз быть легче яблока?

• Пыль и снежинки имеют вес?

• Сухой слон весит столько же, сколько мокрый?

• Летящая птица весит столько же, сколь­ко плавающая?

• Вес стаканчика мороженого с изюмом равен весу такого же стаканчика морожено­го без изюма?

• Может ли половина яблока весить боль­ше целого яблока?

Занятие 2

Исследовательская задача. Выявить, ка­кие растения, их плоды и семена человек может употреблять в пищу; различаются ли они по вкусу.

Материал. Кофемолка, хлеб, необрабо­танные зёрна, различные крупы, картофель, капуста, морковь и другие овощи; яблоки, лимон, апельсин, банан и другие фрукты; подсолнух, грибы (или их муляжи), лук, ук­роп; листовой чай и кофе в зёрнах; картин­ка с изображением сахарного тростника.

Ход занятия

1. Как вы думаете, все ли растения чело­век может употреблять в пищу? Какие части растений и в каком виде человек ис­пользует чаще всего?

Проведите классификацию: плоды расте­ний, которые можно есть не отваривая; пло­ды растений, которые едят только варёны­ми; плоды растений, которые можно есть и сырыми, и варёными.

2. Проведите классификацию растений по другому принципу: зелень, фрукты, ово­щи, ягоды, грибы, злаки.

Все ли овощи (фрукты, ягоды и т.д.) одинаковы на вкус? Как можно определить их вкус? Предложите детям рассмотреть в зеркале свой язык. Объясните: передняя часть языка реагирует главным образом на сладкое, задняя — на горькое, боковые части — на кислое и солёное, кончик — на солёное.

Исследуйте вкус всех овощей и фруктов, сравните его и проведите классификацию: сладкие, горькие, солёные, кислые, безвкус­ные.

Какие фрукты и овощи вы больше всего любите? Почему в наших садах не растут бананы? Поговорите о том, в каких климати­ческих условиях растут ананасы, киви, ман­дарины, лимоны, арбузы, виноград и т.д.

3. Из чего сделана булочка? Откуда бе­рётся мука? С помощью кофемолки попро­буйте сделать муку из зёрен пшеницы. Рас­смотрите листочки чая и зёрна кофе. Выслу­шайте предположения детей о том, как дела­ют гранулированный и пакетированный чай, молотый и быстрорастворимый кофе. Спро­сите, как они представляют себе процесс из­готовления сока.

4. Вспомните, что вы сегодня ели на обед? Из чего был приготовлен суп? Орга­низуйте соревнование: кто назовёт больше блюд, для приготовления которых использу­ется картофель (морковь, яблоки и др.).

5. Что делают из семечек подсолнуха? Как вы представляете себе процесс изго­товления подсолнечного масла? Чем оно по­лезно?

6. Чем питаются кролики, хомяки, мыши, птицы, черепахи, коровы, лошади, свиньи? Почему зимой диким животным труднее найти пищу, чем летом? Как и чем человек может подкармливать животных? Сделай-

те кормушку для птиц, насыпьте туда корм и понаблюдайте за птицами.

7. Игра «Я — растение». Предложите де­тям представить, что каждый из них стал растением, например укропом. Рядом с ка­кими растениями вы бы хотели жить, иг­рать, скрываться от дождя? Какие расте­ния вы пригласили бы на свой день рожде­ния? С какими растениями вы бы не стали дружить?

Каждому ответу ребёнок должен дать ло­гическое обоснование. Игру можно услож­нить, предложив придумать два-три самых фантастических объяснения.

К исследовательской деятельности можно отнести такие занятия, на которых дети исследуют свойства различных предметов и материалов, из которых они изготовлены:

-песок и глина, сахар и соль;

-металл, древесина, пластмасса, резина, пенопласт, стекло, бумага, ткань;

— рассматривание предметов обихода, выявление их качеств, происхождения (используется пособие О.Дыбиной «Что было до…)

О чём должен помнить педагог, орга­низуя исследовательскую деятельность детей?

• Критика — враг творчества. Надо избе­гать отрицательной оценки детских идей, использования директивных приёмов.

• Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребёнка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственно­го решения.

• Воспитывать веру ребёнка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оцен­ку, например: «Я знаю, что ты догадаешь­ся!»; «А если ещё лучше подумаешь, то смо­жешь обойтись и без моей подсказки!»; «Молодец! Я уверена, что твои идеи окажут­ся правильными!» И т.п.

• Воспитывать настойчивость в выполне­нии задания, доведении исследования до конца.

• Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

• Подводить итоги исследования. Педа­гог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформу­лировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда исследование закончено и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как опреде­лить, правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты исследования являются досто­верными, если при повторении эксперимен­та они не изменятся.

— Предложить детям подумать над следую­щими вопросами:

— Зачем нужна информация, полученная в данном исследовании?

— Людям каких профессий могут понадо­биться подобные сведения и для чего?

— Если бы людям не были известны дан­ные сведения, что могло бы произойти?

— Учитывая эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям, спросить: «Трудно ли было найти правильное реше­ние? Что было самым сложным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите ли вы исследовать ещё что-нибудь?» И т.п.

С точки зрения педагогики в первую оче­редь важен сам процесс исследования. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересо­ванности каждого ребёнка в исследова­тельской деятельности, развитию самостоя­тельности, умения предлагать и формулиро­вать варианты решения задачи, убедитель­но доказывать свою точку зрения и выслу­шивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Всё это повы­шает самооценку ребёнка («Я могу!», «Я знаю!»), раз­вивает его коммуникатив­но-речевые умения и мыш­ление, активизирует твор­ческую, поисковую актив­ность в новых нестандарт­ных ситуациях.

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты