Е.А. Баланюк, К.В. Степанова,
Т.Ф. Пермякова
В настоящее время понятие «социальный интеллект» и проблема его диагностики все больше привлекают внимание исследователей и практиков. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Не все дети умеют договариваться, взаимодействовать, выражать свои чувства, а уж тем более, корректировать свои эмоции. Поэтому с развитием социального интеллекта, а именно с развитием «интеллектуальных способностей дошкольников к таким проявлениям личности, как контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденции к психологической близости в общении» [1] связывают успешность развития коллективистских качеств и гуманного отношения к людям.
Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре позволяет гармонично решать задачи развития социального интеллекта.
Умения, навыки, полученные на занятиях по физической культуре, музыкальный руководитель использует в музыкальных играх, упражнениях, танцах. Умения старших дошкольников ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног, применяются в музыкальных играх: «Моряки и акула» Г. Плетнева, «Плетень» рус. нар. мелодии, «Скакалки» муз. А. Петрова, «Игра с лентой» И. Кишко, «Звероловы и звери» Е. Тиличеевой. В свою очередь, музыка помогает эмоционально раскрасить движения, сделать их более выразительными. Так, в игре «Найди себе пару» Т. Ломовой, детям предлагается разные варианты приседаний: веселая музыка — резкие приседания до пола, спокойная музыка – пружинка в коленях.
Основной показатель физической подготовки ребенка является его осанка. Развитие умения сохранять правильную осанку в различных видах деятельности, оказывает большое влияние при выполнении музыкально-ритмических движений: хороводный шаг, переменный шаг, приставной шаг, шаг и бег змейкой, боковой галоп, поскоки, кружение по одному и в парах. Для закрепления умения держать правильную осанку музыкальный руководитель усложняет детям задачу в играх «Дружные тройки» муз. И. Штрауса, «Будь ловким» муз. Н. Ладухина, «Золотые ворота» «Плетень», «Ручеек», «Иголочка и ниточка» рус. нар. мел., «Береги обруч», муз. В. Витлина. Ребенок должен согласовать свои движения с другими детьми: уступить место лидера, подстраиваться под действия другого ребенка, радоваться успехам других.
В процессе систематической работы по развитию социального интеллекта дети корректируют свое поведение: агрессивный ребенок становится защитником слабых, жадный – бережливым, застенчивый – осторожным, небрежный – аккуратным.
При составлении танцев музыкальный руководитель закрепляет навыки детей быстро перестраиваться в движении, равняться в колонне, шеренге, кругу. При этом само перестроение осуществляется под смену музыкальных фраз, частей, эпизодов и т.д. Характер движений определяет эмоционально-образное настроение музыки: легкая, воздушная музыка — бег снежинок, резкая музыка — бег разбойников, пружинящая, веселая –бег лягушат, плавная, спокойная – бег листочков и т.д.
Развитию воображения способствуют упражнения и танцы с предметами. Танец Богатырей может исполняться не только на игрушечных лошадках, но и мячах фитболах; осенний танец «Листопад» — с разноцветными лентами, а танец Снежинок – с белыми; умение владеть мячом украсит танцы футболистов или баскетболистов, умение ходить на лыжах поможет выразительной исполнить зимний танец. Таким образом, правильно выполненные, с точки зрения физического развития, движения, обогащаются эмоционально — выразительным жестами, движениями, что в свою очередь, способствует социальной компетенции ребенка.
Игры и упражнения позволяют детям контактировать между собой: выбирать ведущего, распределять роли, менять местонахождения предметов или персонажей, уступать друг другу.
Умение различать эмоционально – образное содержание музыки, под которую выполняются движения, помогают детям прочувствовать свои и чужие эмоции. Задача педагога – помочь воспитанникам скорректировать нежелательное проявление эмоций. В этом помогают такие методы и приемы, как создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя свободно и защищенно, может проявить физическую и творческую активность; максимальное поощрение фантазии, творческого подхода, взаимовыручки. В сказке «Раз, два, листопад» сердитая туча никак не хочет уходить, дождик льет и льет. «Ребята, давайте попросим ее отойти от солнышка. Не получается? Тогда покажем тучке, как будет красиво и интересно на поляне, с солнышком: «Туча, отойди только на минуту!» Туча нехотя открывает солнышко, и вся лесная поляна преображается: выскакивают на мячах лягушата, выползают с палочками муравьи, бабочки танцуют с лентами. «Да, признается туча, когда солнце светит всем – это прекрасно!»
С целью развития навыков вежливого общения с окружающими, способности понимать, осознавать свои действия и эмоции, правильно их выражать музыкальным руководителем и инструктором проводились совместные мероприятия: осеннее развлечение «Раз, два, листопад», «Будущие солдаты», «В гостях у Злюки», «В домике Радости». В ходе подготовки и проведения мероприятий, у детей расширялись представления об эмоциях, способах передачи эмоций в движении.
Сказка «В домике Радости» начинается с веселой зарядки. Затем, по желтым дорожкам (из палочек, обручей) пришли к домику Радости. Звучит музыка Моцарта «Маленькая ночная серенада» В Домике Радости много соответствующих желтых пиктограмм. Это Радость готова поделить с вами. Каждый ребенок участвует в каком-нибудь номере и получает веселый смайлик. «А куда его прикрепить?» «Куда хотите: на грудь, шею, голову, руку, ногу» «Посмотрите, радость живет у нас в разных частях тела» Важно, чтобы ребенок понял: он получил смайлик, что он делился своей радостью с другими! Необычность проведения этих мероприятий в том, что традиционные танцы заменялись красиво украшенными спортивными атрибутами: обручами, лентами, разноцветными мячами.
Таким образом, совместная деятельность музыкального руководителя и инструктора по физической культуре создают условия для развития социального интеллекта у дошкольников.