М.М. Шестерёва
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель-воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуется стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой.
Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества.
Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования.
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
-взаимодействие с семьями воспитанников
-взаимодействие с образовательными учреждениями
-взаимодействие с учреждениями культуры
-взаимодействие с местными органами самоуправления
-взаимодействия с учреждениями здравоохранения.
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Дети посещают музеи, библиотеки, в которых кроме экскурсий, работники проводят занятия. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.
Наше дошкольное учреждение расположено в центральном районе г. Самара, благодаря чему в ближайшем с нами окружении находятся Ботанический сад, парк имени Ю.Гагарина, детские библиотеки, школы. Сотрудничество с учреждениями культуры направлено на ознакомление детей с историей и культурой России, г. Самара, развитие кругозора детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности. Развитие социальных связей ДОУ с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни.
Экскурсии в библиотеку радуют детей познавательными викторинами, выставками детской художественной литературы. Ребята узнают много нового о книгах, писателях, у них возникает желание записаться в библиотеку и посещать её вместе с родителями.
Совместное проведение игр, праздников, спортивных мероприятий с учениками начальных классов сплачивает детей, воспитывает у детей чувство коллективизма. Проводимые экскурсии в школу расширяют интерес, желание учиться.
Социальное партнерство строится с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит плодотворную целенаправленную работу с родителями. Целью которой является: «Создание единого образовательно — оздоровительного пространства «детский сад – семья».
В работе с семьей педагоги используем такие формы сотрудничества, как мастер-классы, открытые занятия, консультации, беседы, нетрадиционные родительские собрания, родительские встречи, клуб молодой семьи. Родители с интересом принимают участие во всех мероприятиях детского сада. Стало традицией в нашем детском саду проведение семейных творческих проектов: «Моя родословная», «Я и моя спортивная семья», «Герои: живые фотографии – семейный альбом». Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Любое совместное мероприятие позволяет родителям: не только увидеть, но и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Наши родители участвуют конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала. Участие в выставках не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Они не остаются равнодушными: Это помогает педагогам лучше узнать своих воспитанников. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. С помощью родителей группы оформлены так, что каждый уголок используется для развития детей. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Опыт работы показывает, что участие детей в совместных мероприятиях (акциях, проектах, досуговых мероприятиях) с привлечением социальных партнеров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника.