• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
28 Авг2024

Социально-коммуникативное развитие младших школьников как основа формирования гармоничной личности

28.08.2024. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

С.В. Преснякова

Определяя личность младшего школьника как систему отношений индивида с окружающей средой как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью, — В.Н. Мясищев подчёркивал, что психологическое отношение представляет собой обобщённое внутреннее условие действия человека, содержащее тенденцию определённым образом реагировать на определённые явления, факты, события, объекты. В этом плане психолог рассматривал трёхкомпонентную структуру общения – как единство отражения (познание людьми друг друга), отношения (эмоциональный отклик друг на друга) и обращения (поступки, поведение при контактах с другим человеком).

Здоровому и психически нормальному ребёнку свойственна познавательная активность. Для освоения окружающего мира природа наделила его исследовательским интересом. Ему просто необходимо двигаться и познавать – на доступном уровне. Если у него нет такой потребности, значит, он не здоров. Для его познавательной деятельности характерно непроизвольное внимание в сочетании с действием. Учитель несёт детям не только знания. От самого порога класса, начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учеников. Его психологический результат зависит от личности учителя, от его сознательных установок, от его отношения к людям вообще, к себе, к детям.

Как известно, проблемы межличностного общения для ребёнка начинаются в основном в семье. Потребность в общении и эмпатия далеко не исчерпывают тех психических особенностей, которые необходимы для развитой коммуникативной культуры младшего школьника. Развивая рефлексию как компонент коммуникативной культуры, важно особое внимание уделять, с одной стороны, развитию умения критично относиться к себе, а с другой – принимать себя как личность, которую можно самому совершенствовать. В отношении межличностного общения младших школьников особо выделяются: роль намерения вступить в коммуникацию (потребности, мотивы); формирование сообщения; роль процессов сообщения – выражение в каком-то коде (языке); сама коммуникативная ситуация, а также её восприятие, декодировка и интерпретация (понимание).

Рефлексия – предпосылка способности ученика к саморегуляции, которая совершенно необходима в повседневном взаимодействии с людьми вообще, в школьной деятельности в особенности. 

Ребёнок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию двух взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира взрослых и мира детей, каждый из которых обладает определённой значимостью для ребёнка на том или ином возрастном этапе. Как пишет Л.С. Выготский, «ребёнок живёт в двойной действительности. Один мир для него составляется на основе его собственного, свойственного его природе мышления, другой – на основе навязанного ему окружающими его людьми логического мышления». Адекватной моделью мира взрослых может служить семья, а моделью другой системы – общество сверстников. Семья является важнейшим институтом социализации младших школьников.

Смена социальной позиции ребёнка в ситуации принятия им той или иной социальной роли: отца или матери, ученика или учителя, сказочного персонажа определённого пола и себя в будущем – позволяет обнаружить определённый пласт динамических смысловых образований личности ребёнка в семье и обществе, обусловленный онтогенезом семейных отношений. Таким образом, на создание ребёнком «образа мира», при формировании гармоничной личности младшего школьника, в частности, на усвоении им типа семейных отношений влияет его идентификация со взрослым как носителем социальных норм, ценностей и идеалов. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, развивает социально-коммуникативные навыки, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

При нарушении социально-коммуникативного развития у младшего школьника, наблюдается явление школьной дезадаптации, при которой нарушаются взаимоотношения ученик — учитель, ученик- ученик, ученик- родитель. Необходимо создание психолого-педагогических условий для успешного обучения каждого ребёнка: обеспечение необходимого уровня психологической готовности к усвоению знаний, построение учебного процесса с учётом его индивидуальных психологических особенностей, реального достигнутого уровня готовности к обучению и потенциальных возможностей. Формирование психолого-педагогической среды, способствующей полноценному развитию различных сторон психической жизни каждого ребёнка (эмоциональной, волевой, мотивационно-личностной, интеллектуальной), навыков эффективного социального взаимодействия.

Важная составляющая, психологическое просвещение родителей. Успешная социально-психологическая адаптация первоклассников возможна лишь в тех случаях, когда помощь и поддержка направляется ребёнку из всех важнейших сфер его жизнедеятельности. В этот период семья сохраняет своё ведущее значение для ребёнка и в плане социализации, и в плане психологической защиты. Преобладающее большинство первоклассников заканчивает сложный и болезненный этап приспособления к новым социально-психологическим условиям жизни в начале школьного обучения, обретает внутреннюю уверенность, начинает чувствовать себя в школе комфортно.

Если можно говорить о группе сверстников старшего дошкольного – младшего школьного возраста в терминах референтности, то это означает, в какой степени, во-первых, данная социальная группа выступает для ребёнка как целостная единица.

 В то же время, во-вторых, группа не должна замыкаться внутри себя, она должна быть открыта для ребёнка и не отгорожена в его сознании от мира.

В-третьих, группа должна быть «человеческой», состоящей из людей, значимых в своей индивидуализированности.

 В-четвёртых, ребёнком должна осознаваться собственная принадлежность к группе как существа, отличного от других: индивидуализированное «Я» среди индивидуальностей. И наконец, в-пятых, группа должна быть эмоционально приемлемой для ребёнка.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты