Васюткина Л. Г.
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
Первая строка: одно слово, тема, чаще всего это явление или предмет.
Вторая строка: два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка: три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка: предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка: слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Модель синквейна.
Вот такую модель синквейна мы придумали, обозначив слова разным цветом: красный – существительное, синий – прилагательное, зеленый – глагол, желтый – предложение.
Работу над составлением синквейна мы начали со знакомства со словами, обозначающими предметы, признаки предметов и действия предметов. Затем узнали, как составлять предложения и подбирать слова – синонимы.
Дети составили синквейн по картинкам.
Солнце.
Круглое, желтое.
Светит, греет, прячется.
Солнце греет. Снег тает.
Весна.
Дети составили синквейн, а синоним выложили из букв разрезной азбуки.
Кошка.
Мягкая, пушистая
Ест, спит, играет.
Кошка любит молоко и колбасу.
Друг.
Детям понравился данный вид работы, и они занялись составлением синквейнов и в детском саду и дома. Теперь на любую тему недели мы составляем синквейны. Тема недели «В гостях у водяного»:
Море.
Большое, спокойное.
Волнуется, штормит, плещется.
Мне нравится купаться в море.
Лето.
Тема недели «Мы едем, едем, едем»:
Машина.
Быстрая, красивая.
Едет, несется, тормозит.
У меня есть машина.
Транспорт
При знакомстве с темой «Волшебный мир книги», дети составили синквейны про многих сказочных персонажах.
Буратино.
Деревянный, веселый.
Учится, балуется, радуется.
Буратино очень любознательный мальчик.
Золотой ключик.
Кот в сапогах.
Умный, заботливый.
Бегает, охотиться, играет.
Кот в сапогах помог хозяину.
Маркиз Карабас.
Незнайка.
Глупый, хвастливый.
Учит, дружит, сочиняет.
Незнайка любит весело играть.
Знайка.
Мы продолжим данную работу, так как это хороший способ развития речи детей и повторение пройденного материала. Синквейн помогает увидеть, что дети знают по данной теме, какие вопросы еще есть у детей.