Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, на сколько успешным оказался его ранний социальный опыт.
Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, однако, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые, сколько- нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни. Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать, ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка.
Под социализацией детей старшего дошкольного возраста мы понимаем специально организованный процесс, направленный на усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволяют им в дальнейшем успешно функционировать в обществе.
Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребёнка-дошкольника. Необходимость ознакомления детей с традициями, укладом семьи ,характером взаимоотношений между её членами состоит в том, что родительская любовь к детям и ответные чувства оказывают на ребёнка более эмоциональные воздействие , чем любое другое.
Семья – важнейший институт социализации детей. Она –первое и основное звено ,которое связывает ребёнка с окружающей средой .Она позволяет открывать ребёнку мир ,во всём его многообразии, ярко проявлять свои интеллектуальные возможности, обеспечивает осознание ребёнком своей гендерной принадлежности.
Существенное значение имеет многоаспектное содержание мира семьи: этнографическое ,культурологическое, социально-нравственное и трудовое.
Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребёнку.
Это происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения, занятостью родителей и нехваткой мест в дошкольные учреждения. В связи с вышеизложенным важное значение приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи
.
Недооценка семейных ценностей приводит к ослаблению социально-экономических, духовных, и культурных основ развития общества и государства
О семейных традициях
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов.
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
В каждом доме, за время его существования складывается свои обычаи .
Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых — его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем — учат первым словам, затем — передают свое ко всему этому отношение.
То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом — целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или — как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.
Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.
Семейные традиции :
• позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде»;
• дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
• настраивают ребёнка на оптимизм и позитивное восприятие жизни.
• создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
• позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
• Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только :
повторяющееся событие должно быть для ребёнка ярким, позитивным, запоминающимся;
• традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
— Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные традиции?
. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое «коронное блюдо», которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и… очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники «национальной» кухни — одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, — например, как держать палочки или… пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки «на зиму», уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье «было не принято отмечать дни рождения». Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!
День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, — лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник — повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное — почувствовать, что это действительно «ваше» и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант — ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.
Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного.
Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция. (обсуждение совместного отдыха, выходного дня, совместных покупок для дома)
Ежедневное чтение ребёнку на ночь,каждая книга должна учить ребёнка, воспитывать его.
Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или — пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве — чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада — передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. Во-первых, именно этот вид игры позволяет ребёнку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым», значимым.
Во- вторых ,игра способствует развитию его воображения.
В третьих, с её помощью он обживает мир взрослых изнутри, наполняет эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами. Главное достоинство сюжетной игры состоит в том, что ребёнок является её участником ,героем её сюжетов ,благодаря ей он учится ориентироваться в социальных отношениях .Для педагогов и родителей сюжетно-ролевая игра –своеобразный тренинг ,где они учатся устанавливать равные отношения с ребёнком ,преодолевать авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретении новых сюжетов игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых они становятся теплее и ближе.
Не лучше обстоят дела и в семьях воспитанников. Многие родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
В связи с вышеизложенным важное значение приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи. Следовательно, на помощь должна прийти Дошкольная образовательная организация .Т.к в ДОУ воспитательно-образовательная работа с детьми отличается целенаправленностью, педагогической грамотностью, что позволяет формировать у ребёнка привязанность к родному дому, семье, детскому саду, своему роду ,городу и т.д.
Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи, представлена системой игр, которая разработана с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности игр, особенности организации жизни детей и руководства педагогом.
Информационная, регуляторная и эмоциональная насыщенность игр в данной технологии определяется содержанием ,правилами, связана с вариативностью мотивации и образностью игр,с возможностью изменения игровых действий ,перевоплощением ребёнка в конкретный образ при определённой игровой ситуации.
В технологии выделены группы игр:
— игры, направленные на получении информации о мире семьи и овладение способами действий, связанных с миром семьи.
— игры, направленные на реализацию позиции ребёнка по отношению к миру семьи.
В основе первой группы лежат –д/и, в которых позиция взрослого активна ( взрослый является автором и организатором данного вида игр, он определяет содержание, правила, игровые действия и учит детей играть. Позиция ребёнка меняется в процессе освоения игр: от участника игры- к организатору игры)
В основе второй группы игр лежат режиссерские и с/р .Реализация позиции ребёнка по отношению к миру семьи происходит в с/р игре. Организация совместной деятельности с взрослым строится по типу сотрудничества. Общение ребенка со взрослым происходит «на равных». Ребенок-полноценный субъект, соучастник деятельности. Он ставит игровые задачи, ищет способы их решения, реализует свои потребности, проявляет свою позицию по отношению к миру семьи. Игры взаимосвязаны и дополняют друг друга.