О.Н. Платонова, Э.Р.Канапеева, Л.В.Демидова
В настоящее время наше общество переживает нравственно-патриотический кризис. Культура русского народа в обучении и воспитании подрастающего поколения, в системе образования, оказалась на низком уровне. Выхода из сложившегося кризиса нет, кроме как возрождения самобытной Российской цивилизации на примерах традициях русской культуры.
Данная проблема является актуальной и заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, которые необходимы для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Приоритетным направлением коллектива нашего детского сада является приобщение детей к национальной культуре и традициям русского народа через русские народные игры. Игра сопровождает человека с колыбели
Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую русскую традицию, передаём опыт старшего поколения. На Руси игры всегда считались забавой, наши предки придавали им огромное воспитательное значение.
Игра – это тот вид деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков.
Еще издавна, игры служили средством самопознания, они проявляли лучшие качества, как: доброта, благородство, взаимопонимание, взаимовыручка, самопожертвование ради других.
Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, которая направлена на достижение цели, установленной правилами игры, складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные и духовные ценности русского народа.
Для ребенка игра – это всегда одна из главных форм его деятельности, через которую ребенок осваивает мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха и средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Наши педагоги, широко используют русские народные игры в совместной образовательной деятельности, на прогулке, в повседневной жизни ребят, в ходе праздников и развлечений. Когда подбираются игры, то в этом принимают участие не только воспитатели, родители детей, но и специалисты, например, музыкальный руководитель, который отслеживает музыкальный репертуар; логопед, который помогает формировать сенсомоторную сторону речи и корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания. Многое зависит от родителей, которые могут увлечь ребенка народными играми.
Играя с детьми в русские народные игры, педагоги добились следующих результатов, как: у детей возрос интерес к устному русскому народному творчеству; углубились представления о Родине – России, возросло чувство гордости за нее. Дети стали интересоваться фольклором, потешками, народными традициями, обычаями и обрядами. У них сформировалось умение самостоятельно играть, и в игре используют считалки, скороговорки.
Считалки дают детям возможность быстро организовать игроков в игре, настроить их на выбор кто будет вести ее и точное выполнение правил.
Игры можно разделить на:
1.Хороводные.
2. Игры — диалоги.
3. Игры – забавы.
4.Игры — соревнования.
5.Игры — драматизации.
6.Подвижные игры
7.Словесные игры.
После знакомства с русскими народными играми в нашем детском саду, мы сохраняем и свои традиции, передаём будущему поколению, и тем самым обеспечиваем духовное развитие детей.
Вот некоторые русские народные игры, которые мы применяем в своей работе: «У медведя во бору», «Колечко», «Мороз-Красный нос», «Бабка Ежка», «Карусель», «Гуси, гуси», «Каравай», «Пузырь», «Ручеёк», «Заря-заряница», «Плетень», «Делай, как я!», «Козлята в огороде», «Золотые ворота», «Обыкновенные жмурки», «Гори-гори ясно», «Перетяни веревку», «Шла коза по лесу» и многие другие.
Прежде чем проводить игру, ее нужно изучить, проиграть, вжиться в нее, все это для того, чтобы мы могли донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре используем различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские инструменты, русские народные костюмы.
Детей старших групп, знакомим с обрядовыми праздниками и играми. Сразу после Новогодней ёлки мы рассказываем о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Ребята узнают, что в эти дни ходили по домам и пели песни – колядки (щедринки), в которых славили хозяев и желали им долгого здоровья и богатства.
Накануне Рождества мы с ребятами заучиваем русские народные колядки, наряжаемся и ходим по другим группам и колядуем, а после этого ребята с удовольствием поют песни, водят хороводы, играют в игры. И всё это завершается праздничным чаепитием, которое устраивается при помощи родителей.
Самый весёлый и желанный праздник наших детей – это Масленица. Ребята с удовольствием принимают участие в нем, также приглашаем на этот праздник пап, мам, бабушек и дедушек. Праздник стараемся проводить на улице, украшаем площадку, придумываем элементы костюмов и печем блины. Песнями, закличками, весёлым смехом ребята зовут Весну.
Пасха – один из главных праздников в нашем календаре, день великой радости. Пасха – это праздник обновления и возрождения жизни. Он открывает дверь в новую возрожденную жизнь природы и людей.
На сегодняшний день, игра является неотъемлемой частью воспитания детей, русские народные игры — это эффективное средство воспитания гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.