Организация ручного труда и конструирования в старшей группе детского сада позволяет привить дошкольнику начатки анализа и синтеза, научить ребенка планированию своей деятельности. Как и для чего учить детей ручному труду — рассказываем в статье. Развитие ручного труда для детей начинается примерно с возраста 4-5 лет. Уже таких малышей взрослые привлекают к несложным заданиям, например, к уборке овощей или старых листьев, цветов с клумбы и других растений.
Детей 6-7 лет, посещающих старшую группу детского сада, привлекают к ручному труду в виде конструирования: учат изготавливать игрушки-самоделки из бумаги, картона и природного материала, работать с различными инструментами (ножницами, клеем, кистью и т.д.).
Конструирование и ручной труд в старшей группе детского сада: воспитывают у детей трудолюбие, самостоятельность, аккуратность в работе, стремление помочь взрослым в любых видах работ, ответственность, инициативность; развивают навыки отбора необходимых деталей для работы, умение делать несложные заготовки, навыки планирования; формируют умение работать самостоятельно, развивать стремление к достижению поставленной цели, результата, умение работать в коллективе и преодолевать возможные трудности. Конструирование из бумаги, как один из видов ручного труда в старшей группе, направлено на получение конкретного результата — поделки.
Конструирование тесно связано с игрой, поэтому ребенку интересно им заниматься. Оно развивает детское мышление, а именно — операции анализа и синтеза. Зрительное восприятие старших дошкольников совершенствуется. Они начинают понимать, что в окружении существуют однородные предметы, которые относятся к одному понятию и имеют общие признаки. Например, все дома, даже очень разные, непохожие друг на друга, имеют стены, крышу, двери и окна.
Ручной труд в старшей группе в виде изготовления поделок из бумаги занятие одновременно интересное и сложное для дошкольников. Оно требует внимательности, точности действий, развития пространственного мышления. Методика бумажного конструирования предусматривает подробное объяснение педагогом всех его действий по изготовлению поделки. При этом важен образец, сделанный воспитателем (это имеет значение даже в старшем дошкольном возрасте.
В процессе конструирования, ручного труда в старшей группе, совершенствуется работа по образцу, иными словами, репродуктивная деятельность. В то же время педагог стимулирует творческую фантазию своих подопечных, благодаря чему дошкольники придают своей поделке индивидуальность, могут сами выбирать материалы, различные по цвету и фактуре. В старшем дошкольном возрасте конструирование осуществляется по замыслу, когда каждый воспитанник придумывает идею для своей поделки. Методика ручного труда в старшей группе предполагает постепенный переход от простых заданий к более сложным, а также разнообразие их тематики. Нередко для стимулирования интереса детей, воспитатель предлагает им изготовить поделки для театральных постановок или смастерить коллективные композиции.
В процессе конструирования ребенок развивается интеллектуально. Он знакомится с характеристиками окружающего предметного мира, формирует знания о форме, величине и пропорциональности объектов. Конструирование и ручной труд развивают у воспитанников старшей группы абстрактное и логическое мышление, положительно влияют на формирование образной и связной речи. Благодаря занятиям дети получают нужный опыт нравственного поведения: у них формируются такие качества характера, как дисциплинированность, самостоятельность, сосредоточенность. Выполняя коллективные задания, воспитанники становятся более дружелюбными, контактными. У детей развивается сенсорика, поскольку базовым источником информации является чувственное восприятие свойств и качеств предметного мира. Дошкольники развивают художественно-эстетический вкус: у воспитанников старших групп совершенствуется восприятие красоты окружающего мира, ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности. Дети старшей группы получают трудовое воспитание, так как конструирование и ручной труд развивают у них технические навыки ручных умений, формируют усердность и самостоятельность в быту.
Конструирование, ручной труд в старшей группе реализуется в два этапа.
На первом этапе рождается замысел конкретной игрушки. Это может быть поделка из природных материалов или сувенир из бумаги, создание которого приурочено к какому-либо празднику, например, оригами к 8-му марта или Новому году. В основе первого этапа ручного труда в старшей группе лежит творческий поиск и вариативность решений.
На втором этапе замысел претворяется в жизнь посредством практической пошаговой деятельности.
Принципы обучения ручному труду в старшей группе
В обучении следует опираться на игровую деятельность. Это могут быть дидактические, театральные, ролевые игровые ситуации. Эффективность занятий будет выше, если объединить их с другими формами: рисованием, лепкой, аппликацией. Это непременно повысит уровень заинтересованности дошкольников и будет способствовать развитию речи и творческого мышления.
Рекомендуется сочетать индивидуальные и коллективные формы работы, благодаря которым дети учатся быть ответственными за свой участок работы (в рамках реализации общей темы воспитанники выполняют отдельное занятие, например, для макета городской улицы каждый ребенок мастерит свой домик или цветок или рыбку для аквариума).
Временный план и конспект занятий по ручному труду в старшей группе
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций рекомендуют устанавливать продолжительность занятий по ручному труду в старшей группе не более 25 минут, с перерывами на физкультминутки по 2-3 минуты (в это время дети выполняют дыхательную, двигательную, пальчиковую гимнастику). Занятия ориентировочно проводят один раз в неделю. Схема проведения занятия по конструированию и ручному труду в старшей группе Подготовительная организационная часть. В этой части создается игровая ситуация, педагог беседует с воспитанниками, демонстрирует наглядный материал, читает стихи и загадки. Дети прослушивают отрывок музыкального или литературного произведения (примерно пять минут).
Практическая часть — воспитатель формулирует суть задания, показывает и объясняет детям на примере что и как они должны сделать (3-5 минут) Самостоятельная часть — дети собственным изготавливают (примерно 15-20 минут) Заключительная часть — показ и анализ детских работ (3-5 минут).
Старший дошкольник, осваивая первые уроки моделирования, опирается на свой, пусть и небольшой жизненный опыт, личные впечатления и чувственное восприятие окружающего мира, поскольку все это вместе позволяет сформировать замысел. Однако, в силу психологических особенностей возраста дошкольнику тяжело преодолевать стихийность и хаотичность действий, сложно обдумывать и планировать ход своей работы. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь воспитанникам овладеть ключевыми знаниями мыслительной культуры, и ручной труд в старшей группе является прекрасным инструментом для решения столь важной задачи
Старший дошкольник, осваивая первые уроки моделирования, опирается на свой, пусть и небольшой жизненный опыт, личные впечатления и чувственное восприятие окружающего мира, поскольку все это вместе позволяет сформировать замысел. Однако, в силу психологических особенностей возраста дошкольнику тяжело преодолевать стихийность и хаотичность действий, сложно обдумывать и планировать ход своей работы. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь воспитанникам овладеть ключевыми знаниями мыслительной культуры, и ручной труд в старшей группе является прекрасным инструментом для решения столь важной задачи