Меркулова А. Н., Кочевадова А. Н., Козулева Г. А.
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова.
Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.
Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагогики.
Для решения этой задачи мы используем различные технологии, основанные на работе со сказками. Сказка является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности, средством эстетического и нравственного воспитания детей. Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории и практике.
Погружаясь в волшебный мир сказки, ребенок узнает от героев что-то новое. В момент погружения в сказку ребенок сочувствует персонажам, радуется вместе с ними, переживает, смеется и плачет. Но ребенок не просто испытывает те или иные чувства. С помощью рассказчика он учится называть эти эмоции своими именами, различать и классифицировать их. Сказка помогает привить ребенку базовые ценности: честность, доброту, умение сопереживать.
Такая практика помогает становлению личности, ведь в будущем человек сможет анализировать свое поведение и находить первопричины, приводящие к определенным действиям. Примеры героев – это самый простой способ разобраться в типах и моделях взаимоотношений. Ребенок понимает, как нужно вести себя в обществе, общаться с окружающими и поддерживать дружбу.
Трудно переоценить роль сказок в речевом развитии дошкольников, имеющих нарушения речи. Работа с текстом сказки позволяет расширить словарный запас детей, помогает верно строить диалоги, влияет на развитие связной, логичной речи.
Существуют различные методы нетрадиционной работы со сказкой, используемые нами в работе с детьми с нарушениями речи. Все это методы развивающего обучения, способствующие развитию творческих качеств личности дошкольника, такие как сказкотерапия, режиссерская игра, сочинение сказок и другие.
Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие. Для успешной реализации этих игровых видов работы со сказками необходимо создать ряд условий, и первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Поэтому у нас возникла идея создать трансформирующееся, мобильное игровое поле, собрать, а также изготовить самостоятельно с детьми, родителями галерею сказочных героев и предметов к различным сказкам. Разместили это игровое поле мы в старом чемодане и назвали его «Чемодан со сказками».
Над внешним и внутренним видом чемодана пришлось поработать. Внешние стороны чемодана помогут создать атмосферу для зачина сказки. На них изображены сказочные пейзажи. А внутри имеются сменные игровых поля. Игровое поле декорируется с помощью деревьев, домов, тропинок, озера, сшитых из ткани и крепящихся к полю при помощи застежки-липучки. Галерею героев к различным сказкам готовим вместе с детьми и родителями, используем и готовые мелкие игрушки и изготовленные своими руками из теста, из пластилина, ткани и ЛЕГО.
В чемодане хранится красочная «Волшебная книга сказок», созданная также своими руками. В книге собраны различные терапевтические сказки, сказки, сочиненные нашими детьми, картотека режиссёрских игр.
«Чемодан со сказками» позволяет развернуть игру в любой из зон группы, в зале и даже на игровой площадке во время прогулки в теплое время года. Используя его, можно организовать совместную подгрупповую и самостоятельную работу детей. Дети с удовольствием организовывают самостоятельную игру по мотивам прочитанной и ранее обыгранной сказки, привнося в неё элементы своего творчества.
Наш волшебный «Чемодан со сказками» позволяет в непринужденной игровой форме решать серьезные образовательные задачи по развитию и коррекции речи детей с ТНР. Даже дети с низкой речевой активностью всегда очень хотят участвовать в роле кукловода и высказываться от имени своего героя.
Дети очень любят, когда им читают сказки, а также любят играть в сказки, поэтому данный метод подходит каждому ребенку и позволяет ему справиться с любой жизненной проблемой, преодолеть свои страхи, побуждает к активности и словотворчеству.