А.В. Андреева
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность себя и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Ребенок нуждается в квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.
В настоящее время проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников уделяется особое внимание, что связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в профилактике и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Поэтому актуальной становится разработка современных технологий социально-личностного развития дошкольников и методик их использования.
Социально-личностное
развитие воспитанников предполагает:
– развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружа-
ющему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
– формирование у ребёнка положительного самоощущения – уверенности
в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
– формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав
и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности,
иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
– становление положительного отношения ребёнка к окружающим людям: уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
– приобщение
детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание
помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной
работы, контроль своих желаний, согласование мнений и действий с партнёрами по
деятельности;
– развитие у
детей чувства ответственности за другого человека, общее дело,
данное слово;
– становление коммуникативной компетентности ребёнка – способности распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания;
–
приобретение детьми социальных навыков: различных способов разрешения
конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать
новые контакты.
Огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми ребенок непосредственно взаимодействует. Ими могут являться:
– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся о ребенке и общающиеся с ним, братья или сестры);
– работники детского сада (в первую очередь воспитатели);
– сверстники, друзья.
Основная цель детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Создавать и обеспечивать условия социально-личностного развития ребёнка должны воспитатели, специалисты дошкольного учреждения, способные оказывать влияние на развитие его личности. Поэтому очень важен их профессионализм, включающий:
– грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
– доброжелательное отношение к воспитанникам (понять и помочь – таков основной принцип педагога);
– формирование творческой активности.
Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию.
Педагогическая технология социально-личностного развития детей предусматривает несколько этапов:
– сбор информации об индивидуальных личностных особенностях детей;
– перспективное планирование работы по социально-личностному развитию воспитанников;
– систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей.
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи в социально личностном развитии дошкольника необходимо уделять большое внимание установлению тесного взаимодействия педагогов и родителей. Для этого необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформлять «Уголок родителей» и др.