Реализация личностно — ориентированного подхода становится возможной на основе построения взаимообразных связей в ходе педагогического взаимодействия. Если организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, но и потребностями, интересами, характером активности ребёнка, создаются условия для развития личностного потенциала его участников.
При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребёнка. Педагогически правильно выстроенные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.
С этой целью разработан и успешно внедряется в работе с детьми младшего дошкольного возраста проект «Путешествие в далёкие времена Русского государства». В основе проекта лежит один из активных методов обучения — ситуация-проблема. А, именно, эта ситуация дает каждому из участников проекта самостоятельно прийти к решению, согласовать ее со сверстниками и вместе дать правильный ответ на заданный вопрос.
Тем самым развивается логическое мышление, экспрессивная и импрессивная речь и, немало важное умение, уступать и выслушивать мнения других детей. Работа по данному проекту предполагает:
— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях;
— формирование у ребёнка чувства патриотизма;
— воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважение их мнения, желания, взглядов;
— приобщение детей к ценностному сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинение и контроль своих желаний, согласование с партнёрами по деятельности мнений и действий;
— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
— создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, устанавливать новые контакты.
В соответствии с выдвинутыми задачами используются следующие методы: подготовка к празднику, проведение праздников, беседы с детьми, анализ решения проблемных ситуаций, наблюдения за деятельностью дошкольников.
Учитывая, что проектная деятельность понимается как интегративная, качественная характеристика личности, включающая комплекс определенных критериев и показателей, оценивание усвоенного данного материала происходит с учетом выраженности следующих показателей:
— использование детьми в активной речи сказок, потешек, считалок, загадок;
— умение составлять описательные рассказы по предметам русского народного быта и беседовать по ним;
— умение самостоятельно играть в народные игры, петь песни, водить хороводы;
— использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
— бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества;
— формирование необходимого минимума исторических знаний о родине предков;
— формирование чувства национального достоинства;
— развитие познавательных процессов.
Полученные результаты работы по проекту «Путешествие в далёкие времена Русского государства» подтверждают обоснованность теоретических подходов и правильность выбранной технологии проектного обучения с целью формирования личности ребенка, его социально-коммуникативного развития. О результативности проекта свидетельствует живой интерес детей к познавательной деятельности, активное участие родителей, взаимодействие с социумом.