М.В. Белова, Е.А. Платовская
В Федеральном государственном образовательном Стандарте дошкольного образования определены направления развития ребенка. Одним из приоритетных направлений является социально-коммуникативное развитие. Необходимо отметить, что особое внимание нужно уделить вопросу формирования социальной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, так как в этой образовательной области у детей наблюдаются наибольшие трудности.
В данной статье мы опишем процесс создания анимационного образовательного фильма как средство развития социально-коммуникативной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В рамках реализации коррекционно-образовательной и профориентационной деятельности учителем-логопедом был разработан проект для детей подготовительной к школе группы по созданию анимационного образовательного фильма «Помощники поезда». Данная тема была выбрана не случайно, т.к. в городе Кинель находится железнодорожная станция сетевого значения.
Цели проекта были сформулированы следующим образом:
- Создать условия для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи;
- Создать условия для расширения представлений о профессиях железнодорожников (машинист, путевой обходчик, проводница) у дошкольников с ОНР путем создания образовательного анимационного фильма в программе STOPMOTIONSTUDIO.
- Создать продукт, который можно будет использовать для ознакомления и закрепления названий и функций профессий специалистов, работающих на железнодорожном транспорте.
Помимо целей, предусмотрено решение следующих задач:
- Обогащать словарный запас по теме «железнодорожные профессии»;
- Закреплять навык употребления простых распространенных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- Развивать связную грамматически правильную речь;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи и качества голоса;
- Развивать навыки общения и взаимодействия с членами группы;
- Создавать условия для развития воображения и мышления.
Длительность проекта – 3 месяца.
В процессе изучения темы «Профессии на транспорте» детям подготовительного возраста с тяжелыми нарушениями речи была предложена проблемная ситуация, в ходе решения которой, выяснилось, что дети с тяжелыми нарушениями речи знают о специалистах, работающих на железной дороге, очень мало. В ходе решения проблемной ситуации была использована образовательная технология «Модель трех вопросов», разработанная Н.Е. Вераксой. Детям были заданы следующие вопросы: Что вы знаете о железнодорожных профессиях? Что вы хотите узнать? Что мы будем делать, чтобы это узнать? [Веракса, 1].
Дети решили изучить данную тему и создать анимационный образовательный фильма, помогающий рассказать дошкольникам о железнодорожных профессиях в доступной форме.
На первом этапе проекта детям было предложено изучить профессии железнодорожников. С детьми были проведены занятия, беседы, направленные на закрепление знаний о железнодорожных профессиях, железнодорожном транспорте, работе железнодорожной станции. Была организована эксукрсия на железнодорожную станцию Кинель.
На втором этапе учитель-логопед ознакомил детей с правилами создания мультфильма. Дети под руководством учителя-логопеда составили план создания фильма.
Этапы создания мультфильма:
- Создание сюжета;
- Составление сценария;
- Подбор героев, создание декораций, фона;
- Создание раскадровки;
- Запись речи, звуков.
На третьем этапе дети в соответствии с планом выполняли работу по созданию фильма. Дошкольники восприняли процесс создания мультфильма как увлекательную, хотя и кропотливую работу. Выбрав кукольную технику мультипликации дети с энтузиазмом выбирали героев, придумывали декорации, учились просить помощи и учились договариваться. В процессе создания раскадровки возникали различные трудности, которые характерны при создании мультфильма: падали фигурки, иногда смещался штатив с фотокамерой. Но все это способствовало развитию выносливости, способности стремиться к цели, даже не получая мгновенны результат, проявлению волевых усилий и совершенствованию крупной и мелкой моторики.
Самым сложным, и в то же время интересным, для детей оказался процесс озвучивания фильма. Дети несколько раз прослушивали речь, записанную на диктофон, выбирали лучшие варианты, закрепляли умение повышать, понижать тон голоса и использовать, соответствующие придуманному тексту, виды интонации.
Раскадровка и запись голоса были созданы в программе StopMotionStudio. Титры и звуки поезда — в программе MovaviVideoEditor.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что созданный образовательный фильм можно использовать для знакомства и закрепления названий и функций профессий специалистов, работающих на железнодорожном транспорте.
После завершения проекта учителем-логопедом была организована презентация анимационного образовательного фильма детям старшей и подготовительной группы.
Таким образом метод создания анимационного образовательного фильма можно считать эффективным средством развития социально-коммуникативной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.