А.И. Камышева
По определению А.Н. Леонтьева дошкольный возраст представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности и именно в этом возрасте начинают формироваться нравственные качества и чувства взаимопомощь и умение сопереживать.
Одним из видов личностных отношений является дружба, в отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели. Дружба самоценна, она сама по себе является благом, в том случае когда друзья помогают друг другу бескорыстно и именно тогда она индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии.
Наблюдая за взаимоотношениями детей в группе, мы отмечаем, что ребята нарушают правила поведения, поступают часто наперекор требованиям педагога, некоторым тяжело договариваться, и они стараются агрессивно отстоять свою точку зрения. Часто не реагируют на сверстников, не обращают внимание на их состояние, возникающие трудности и интересы. В этот момент, сама большая сложность именно в совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить.
За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские отношения в раннем возрасте зачастую хрупки, потому что они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая дружба. Прежде всего, научить ребенка дружить – это научить помогать сочувствовать, уважать мнение другого, быть внимательным и щедрым. Детская дружба – огромный мир красивых красок, разных секретов, радостей, добив, печалей и разочарований.
Воспитание дружеских отношений у детей проявляются во всех видах деятельности. Но основную роль в воспитании дружеских отношений отводится игре.
Игровая деятельность имеет исключительно важное значение? так как является важным условием социального развития детей, и в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Именно в процессе игры ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, а также учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Необходимо предлагать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.
Некая другая деятельность, даже самые совершенные и методические отношения занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Именно поэтому, чтобы сформировать и укрепить дружеские отношения детей важно значительную роль отводить игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Искусство педагогов и, в тоже время, родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям – сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются. Главный источник возникновения симпатии, а затем и дружбы – общий интерес к игре. В обществе сверстников дети оживляются, становятся активнее, самостоятельнее, инициативнее. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребенка определенных поступков, выявление личных свойств и качеств. Здесь ребенок делает первые шаги, устанавливая взаимоотношения со сверстниками именно это и есть первая школа воспитания общественного поведения. Личные качества ребенка и его общественная значимость обнаруживается только в разных ситуациях игры.
В дополнение хотелось бы сказать, что для формирования дружеских взаимоотношений рекомендуется: рассматривание картин, показ видеофильмов, применять игровые ситуации и сюжеты, играть в игры-драматизации, инсценировки, проводить праздники на темы дружбы и многое другое.
Организация педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программы возрастной группы, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. При этом важно уметь использовать все преимущества воспитания детей подготовительного к школе возраста.
У детей шести лет проявления чувств становятся более яркими и относительно устойчивыми. Им доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. Дети в подготовительной группе начинают оценивать друг друга по поступкам, особо ценится умение играть в коллективе. Дети ценят и берегут дружбу, готовы защищать свои отношения, ревниво следят за своим сообществом.
Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких играх целью, которых является формирование чувства общности, а также способствовали установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.