И.П. Волоцкова
У подрастающего поколения сменились приоритеты: компьютер, игры – занимают почти все их свободное время, а книги стали ненужным и неинтересным предметом обихода. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать ребёнку книгу. Следствием недостаточного общения с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций.
Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что-то новое. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге начиная с дошкольного возраста. Проводниками в мир литературы для детей становятся родители и воспитатели. Только в союзе с родителями возможно эффективное приобщение детей к книге. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Цель проекта «Книжное дерево»: развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
- Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к ним.
- Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
- Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Реализацию проекта «Книжное дерево» в нашей группе начала с анкетирования родителей на тему «Использование художественной литературы в семье». Проанализировав анкеты своей группы, я пришла к выводу, что чтению в современной семье уделяется мало времени. Книги заменили телевизор и компьютер. Для того чтобы повысить интерес родителей и детей к художественной литературе, мною было подготовлено и проведено родительское собрание на тему: «Книга — лучший друг», где рассказала о роли книги в семейном воспитании, почему важен процесс совместного семейного чтения и предложила родителям ввести традицию группы: «Книжное дерево». Рассказала, в чём заключается суть этой традиции. Раздала памятки для родителей: «Как организовать домашнее чтение», «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса», « Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?».
На протяжении года были подготовлены консультации для родителей «Книжки в вашем доме», «Почему дети не читают», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Как воспитать в ребёнке любовь к чтению». Подготовлены памятки для родителей: «Как организовать домашнее чтение», «Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса», «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?»
В рамках реализации проекта на каждого ребёнка оформлено «книжное дерево» и размещено в раздевалке, на шкафчике воспитанников. Наше «книжное» дерево обрастало листочками в течение всего года. Прочитав книгу дома, дети в детском саду рассказывали содержание произведения, называли автора, могли ответить на вопросы, оценить поступки героев.
Так же с детьми организована НОД: «Как появилась книга», «Как рождаются книги», «Экскурсия в библиотеку», беседы «Зачем нужны книги», «Где живут книги», «Лучший подарок для друга», «Берегите книгу».
В группе были созданы условия для сюжетно-ролевых игр: «Книжный магазин», «Библиотека», подобраны дидактические игры по теме («Из какой сказки герой», «Паззлы», «Правильно — неправильно», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи» и др.).
Была организована «книжная выставка», где дети рассматривали и знакомились с новой книгой, создавала выставку произведений К.И. Чуковского, С. Я. Маршака, а также литературные вчера.
В рамках организации трудовой деятельности воспитанников в уголке книги была проведена акция «Книжкина больница», в ходе которой ребята повторили правила бережного обращения с книгой, а также «вылечили больные книжки» — подклеили обложки, восстановили порванные и помятые страницы.
Заключительный этап проекта включал в себя награждение лучших читателей среди воспитанников и родителей, которые активно участвовали в реализации проекта.
Результаты реализации проекта:
- Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогом.
- Заметное повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
- Постепенное возрождение чтения в кругу семьи.
- Повышение уровня речевого развития детей.
- Формирование навыка самостоятельного выбора художественного произведения.
- Усвоение правил обращения с книгами и применение их на практике.
В заключение хочется привести слова знатока и критика детской литературы М. Петровского: «Читатель из ребенка вырастает или не вырастает, но прочитанное ему в детстве, прочитанное им в детстве является частью общенационального богатства. Для тех же, кто, вырастая, делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития».