А.И. Алиева, Е.Б. Драчева,
Е. В. Люфт
Многих учёных уже давно интересует проблема гиперактивности детей, но она не потеряла своей актуальности, напротив в настоящее время эта проблема, стала все более значимой, т.к. по исследованиям число гиперактивных детей растёт.
Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребёнка, это было 150 лет тому назад. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд условно разделили признаки гиперактивности на три основных блока, в которых сгруппированы критерии гиперактивного поведения:
Блок 1. Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
Не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
Часто бывает забывчив.
Блок 2. Двигательная расторможенность
Постоянно ерзает.
Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Очень говорлив.
Блок 3. Импульсивность
1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4.Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).
Отечественные неврологи обратили внимание на эту проблему значительно позже, так в 1972 году известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в своем выступлении на симпозиуме выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам. Дано было определение гиперактивности — это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Работая на практике с детьми много лет в логопедической группе, мы можем подтвердить, что стало больше детей не только с дефектами речи, но и с нарушением нервной системы, в большей или меньшей степени. Для нас, педагогов, гиперактивность у ребёнка выражается в неумении управлять своим поведением. С момента прихода такого малыша в детский сад, он требует к себе максимального внимания!!! Утром, встречая таких детей, мы уже готовы выслушать его, успокоить, дать выпить стакан тёплой воды, помочь расстегнуть все пуговки на курточке, и просто дать возможность посидеть в коридоре прежде, чем зайти, иначе это послужит причиной плача, и он чаще всего переходит в истерику. С самого порога дети начинают рассказывать всё, что с ними произошло, педагог является своего рода психологом для ребёнка, это очень важно для него, так как в таких семьях,обычно существует дефицит внимания к детям.
Из опыта работы мы знаем, что есть дети, которые очень боятся воды. Переходя к водным процедурам, с ними нужно работать очень осторожно, не заставляя, можно использовать влажные салфетки, придумать различные игры с водой в маленькой ёмкости. А для многих детей вода, является успокаивающим фактором.
Для перехода к образовательной деятельности, очень важно собрать детей, сконцентрировать их внимание и постараться через игру научить контролировать своё поведение. Педагогу нужно игнорировать вызывающие поступки ребёнка и чаще поощрять хорошее поведение, даже самое незначительное, на первый взгляд. Работая с такими детьми, мы ищем пути, облегчающие состояние ребёнка, возможности дать знания и умения, воспитать личностные качества.
У нас есть картотека различных игр для гиперактивных детей, но по опыту работы, знаем, что не все игры нравятся детям. Вначале с детьми нужно брать игры с нагрузкой на одну функцию, например, внимание: игра «Чего не стало», «Кто ушёл?» и т.д. Добившись определённых результатов в играх на одну функцию, можно добавлять игры, сочетающие в себе две – внимание и сдержанность. Потом можно подключить игры на воспитание «честности», например: «Закрой глаза, я поменяю предметы местами» и т.д.
Особенно полюбилась нашим детям игра: «Кричалки, шепталки и молчалки», где дети действуют соответственно с цветом карточки или звуковым сигналом (цвет карточки красный «кричалки» — кричат, поют, танцуют, делают гримасы, просто балуются; «шепталки» — говорят шёпотом, если двигаются то медленно, говорят на ушко; «молчалки» — находятся в статичном положение или тихо двигаются, молчат),тем самым учатся через игру управлять своим поведением, менять его, и контролировать в соответствии с правилом игры.
Игр очень много разных, даже самые простые и забытые, учёные советуют вспомнить эти игры: например «Колпачок», мы называем её игрой-поддержкой: все в кругу, держатся за руки, говорят слова поддержки (мы тебя поили, кормили), ставят на ноги, каждый ребёнок тактильно касается, поднимает руками «колпачка», и все вместе ставят на ноги и ребёнок выбирает того, кого любит больше всех.
Игра «Сила честности». Детям даётся возможность отжаться столько раз, сколько сможешь, честно выполняя упражнение.
Большую роль мы отводим музыке, используем её в течении дня в разных режимных моментах. Она может быть: классической, эстрадной, детской. Например, «Классика для детей». Но она не должна быть слишком громкой, не раздражать слух, не перевозбуждать ребёнка.
В самостоятельной деятельности необходимо поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
Избегайте шумных, беспокойных приятелей. Нужно давать детям возможность расходовать свою избыточную энергию: прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия, подвижные игры.
В непосредственно-образовательной деятельности помогите выполнить всё то, с чем ребёнок не справляется, он должен чувствовать, что ему всегда помогут и поддержат.
Очень важно многократное повторение материала, так как рассеянное внимание подразумевает то, что ребёнку трудно усвоить материал с первого объяснения. Многие дети уже в начале занятия тревожатся, что не смогут выполнить задание. Есть дети, которым трудно выдержать и двадцать минут занятия. В процессе НОД очень важны двигательные паузы, интересная пальчиковая гимнастика, проводят её сами дети, выбирая на свой вкус.
Среди таких детей есть те, которым трудно находиться среди большого количества детей целый день, они хотят уединения, быстро переутомляются. Многим детям, очень трудно перейти ко сну, смена бодрствования и покоя им даётся тоже не просто. Мы используем чтение сказок и рассказов, индивидуальное укладывание: посидеть рядом, сделать лёгкий массаж ребёнку и т.д.
Помощь взрослого, любовь к детям, доброта и забота, комфорт в группе, обстановка, приближенная к домашней, смена видов деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка приводит к положительным результатам в обучении и воспитании гиперактивных детей.
В нашем саду ведётся работа по этому направлению, была организована сенсорная комната, где собрано множество специального оборудования. В коррекционной работе по гиперактивности детей работают психологи, педагоги, логопеды, родители – т.к. только совместные, комплексные действия способны помочь ребёнку.