• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
18 Сен2023

Психолого – педагогическое сопровождение одарённого ребенка в дошкольном образовательном учреждении: опыт, проблемы, перспективы

18.09.2023. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

Горина Л.В.

В условиях целенаправленного создания интегративного воспитательного пространства управление динамикой развития одарённых детей в среде дошкольников становится первоочередной задачей.  Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания, но и особой педагогики. Т.е. мы сталкиваемся с тем, что одаренные дети обучаются и мыслят иначе, чем дети, имеющие хороший показатель своего развития. Следовательно, встает проблема в создании специального обучения для таких детей.

         Дошкольное учреждение, прежде всего, ставит для себя следующие задачи:

  1. Своевременное выявление одаренности у детей, т.е. как можно раньше, на ранних этапах дошкольного возраста выявить интеллектуальные и творческие способности в процессе диагностики, в процессе наблюдений, в процессе взаимодействия с ребенком.
  2. Помощь в эффективном проявлении этих способностей.
  3. Прогнозирование успешности, т.е. прогнозирование их пути к достижению еще более высоких результатов.
  4. Системный подход к организации обучения.

     В основе такого обучения заложена личностно-ориентированная модель взаимодействия.  С целью повышения активности самостоятельной деятельности мы придерживаемся следующих рекомендаций:

  • предоставить ребенку место исключительно для его занятий;
  • предоставить ребенку возможность строить его собственные планы и принимать решения;
  • снабжать ребенка книгами и материалами для его любимых занятий;
  • внимательно относится к индивидуальным потребностям ребенка;
  • разрабатывать практические эксперименты, чтобы помочь ребенку побольше узнать;
  • в течение дня предоставлять ребенку больше свободного времени для собственных дел.

Эффективным приемом для повышения активности в самостоятельной деятельности, развития интереса к окружающему является прием «Полочка необычных вещей», «Полочка умной книги», «В гостях у профессора», которые способствуют ребенку активизировать поиск информации в процессе самостоятельного изучения литературы, в процессе взаимодействия со взрослым и детьми.

В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В реальном образовательном процессе реализация образовательных областей обеспечивается развивающей средой, в создании которой максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии.

 При проведении совместной деятельности с ребенком необходимо убедить его в том, что воспитатель является для него, прежде всего, единомышленником, а не противником его интересам. У одаренных детей  часто возникаю трудности общения со сверстниками. В связи с этим очень важно формировать способность к эмпатии, т.е. учить их сочувствовать и сопереживать. Эффективным приемом является чтение художественной литературы, проигрывание этюдов, драматизация сказок.

Еще одной очень важной стороной обучения является непосредственно образовательная деятельность. В данной форме обучения необходимо придерживаться «гибкости» склонности одаренного ребенка увлекаться каким-нибудь делом больше установленного расписанием времени, а не навязывать предусмотренной смены занятий. При организации НОД необходимо придерживаться таких принципов обучения:

-принцип дифференцированного обучения;

-принцип предельной трудности;

-принцип обогащения;

-принцип ускорения.

    С целью эффективного развития одаренных детей, совершенствования их интеллектуальных способностей в работе целесообразно использовать наглядное моделирование, знаково-символическую деятельность, алгоритмы, схемы, условные обозначения, головоломки, кроссворды, логические упражнения различной степени сложности.

      Важно создать необходимые условия для проявления одарённости ребёнка не только на уровне группы, но и на уровне  общественной жизни детского сада. То есть его участие во взрослой жизни с единомышленниками. Выводим ребёнка на тот уровень, где он может развивать свои способности на равных со взрослыми. (например, поздравление сотрудников детского сада и воспитанниц с 8 Марта; участие в издании газет детского сада, журналов, книг).

 Очень важным направлением в работе с одаренными детьми является взаимодействие с родителями. Воспитателям необходимо применять различные пути вовлечения родителей в процесс обучения их детей, и оказании помощи в процессе взаимодействия с ребенком. Эффективными приемами работы являются совместные организации персональных выставок ребенка, совместные выполнения домашних заданий (например, сбор энциклопедической информации по заданной теме, подбор вырезок из газет по теме, придумывание правил доброты и честности).  Также можно предложить родителям вести запись сочинений ребёнка, делать совместные иллюстрации к ним. А родители погружаясь в эту деятельность сами предлагают свои формы работы (составление картотеки умных книг «От А до Я»).

Результаты анализа трёхлетнего опыта работы творческой группы педагогов детского сада «Одаренные дети» позволяют сделать предварительный вывод о том, что целенаправленно создаваемая среда для одаренных детей в интегративном воспитательном пространстве на основе личностно-ориентированного подхода может рассматриваться как самостоятельное звено развивающей системы, позволяющее выявлять, учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты