Артамонова О. И.,
Смирнова В. Н.
Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
Задачи: расширять представления о предметах русского быта, о старинных традициях, воспитывать чувство любви к родному краю.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, а хотели бы вы прокатиться на машине времени? Ясное дело, кто ж откажется от такого предложения! Тогда мы сейчас же отправимся в прошлое на двести лет назад, в девятнадцатый век.
(звучит мелодия, ребятам предлагается закрыть глаза). Итак, вы – дети, живущие двести лет назад (предлагаем детям открыть глаза).
Воспитатель: ребята, как вы думаете, какие бы у вас были имена? Воспитатель: скорее всего, Ивашка (Иван) или Маняшка (Мария), ведь это были самые распространенные имена в России. И жили бы вы непременно в деревне.
Воспитатель: да потому, что в то время только каждый десятый житель нашей страны жил в городе, а остальные проживали в сельской местности. И знаете, какой у вас был бы дом? Обычная русская изба! Впрочем, какая же она обычная? Ведь настоящая русская изба, даже самая маленькая, — это огромный мир, целый космос. И в этом космосе есть много разных «небесных тел», например тяжелая чугунная сковородка или легкий деревянный ковш для питья, который, как уточка, покачивается на воде в ведре. Конечно, все эти предметы по дому не летают, в отличие от ракет и спутников, а находятся на своих определенных местах. (Звучит русская народная музыка, дети закрывают глаза; в это время воспитатель переодевается в русско-народный костюм и играет роль «Хозяйки» Русской Избы). Дети открывают глаза. Хозяйка встречает гостей хлебом и солью. Хозяйка: проходите, гости дорогие в «Русскую Избу», присаживайтесь, (кланяется гостям). «Худ обед, когда хлеба нет». «Хлеб – всему голова». «Хлеб да вода – крестьянская еда». Повседневный крестьянский стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас – это, пожалуй, и всё разнообразие. Самое чистое и почетное место в избе, называется «красный угол». Там находится божница – полка или шкафчик для икон. Зайдет гость в дом, обязательно повернется к иконам и перекреститься, а уж потом поздоровается с хозяевами. Перед иконами всегда горит огонёк лампады (наполненный растительным маслом сосуд с фитилём), как живой светлячок в доме. В красном углу под иконами стоит большой обеденный стол, за него всю семью усадить можно. Очень важная деревенская мебель – лавка. Ребята, я вам предлагаю отгадать загадку, что стояло на столе в русской избе? Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар). А еще есть такие пословицы и поговорки: «Без хозяина дом – сирота». (Если дом сравнить с детьми-сиротами, тo хозяин — родители; если в доме не будет челoвека, который за всем присматривает, тo этот дом будет как сирoта, т.е заброшенный, одинокий и неухоженный). «Красна избa углами, а печь пирогами» («красна» — значит «красива», «хороша»). В хорошей печи и пироги должны получаться такие, что только пальчики оближешь; ни один крестьянский праздник на Руси не обходился без пирогов. Словo «пирoг» произошло, как считают, от слова «пир» и первоначально означало праздничный хлеб. Пироги до сих пор считаются украшением праздничного стола. Каких только пирогов не пекли хозяйки с давних времен! Пироги пекли разных размеров и формы: маленькие и большие, круглые и квадратные, вытянутые и треугольные, oоткрытые (расстегаи) и закрытые. А уж, с какой только начинкой не было пирoгoв: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, кашами, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, маком, горохом. «Щи да каша – еда наша».Так любили гговорить в нарoде. Каша была самой простой, сытной и доступной едой.
Хозяйка: ребята, а вы знаете, что самое главное у русского человека в избе?
Хозяйка: конечно же, печь; ребята, давайте посмотрим, кто же живёт за печью? (дети заглядывают за печь и в этот момент из-за печи появляется воспитатель, в роли «Домовёнка Кузи»).
Хозяйка: Ребята, вы знаете, кто это?
Хозяйка: правильно, по поверью домовой – хозяин дома и живёт он за печью и хранит домашний очаг.
Кузя: Здравствуйте ребята. Я очень рад, что вы приехали из будущего, что решили познакомиться с убранством «Русской избы». Ребята, войдя в избу, сразу обращаешь внимание на печь, она занимает почти пол избы. Есть такая поговорка: «Без печи изба — не изба».С печью связан весь быт. Печь не только обогревает избу. В печи пекут хлеб, готовят еду. На ней можно спать. Для этого делается специальная лежанка – полати.
Кузя: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки:
— Зимой нет теплей, летом нет холодней (печь).
— Рогат, да не бык,
— Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт (ухват).
— Утка в море,
Хвост на заборе (ковш).
Кузя: а вот еще послушайте ребята, внимательно, а потом скажите, кто, как понял поговорки и пословицы. «Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи». (Нужно работать, а не ждать, когда калач сам появиться, откуда ни возьмись; причем калач — не самый обычный хлеб, а белый по старым временам дорoгой). «Изба детьми весела». «Вся семья вместе, так и душа на месте». Хозяйка: дети очень любят поваляться на печи долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за работой своих родителей.
Кузя: у хороших хозяев в избе всегда чистo.
Хозяйка: ребята, в избе хозяева всё делают своими руками. Всё делается тщательно и с любовью. С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья, вязания (обращает внимание детей на игрушки).
Кузя: игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзине, чтобы они не валялись, где попало. Я вам предлагаю сделать одну совместную игрушку своими руками и забрать её с собой, она будет вам напоминать о том, какие игрушки были в прошлом.
Дети изготавливают игрушку.
Хозяйка: ребята, пока мы с вами были заняты работой, у меня для вас подоспело угощение. Милости прошу к столу. Чем богаты, тем и рады. И ты Кузя проходи, — угощайся. Хозяйка достает из печи баранки, сушки, блины, ставит на стол и угощает детей.
Звучит музыка. Хозяйка просит детей закрыть глаза и отправиться обратно в настоящее. Дается установка: пока звучит музыка, глаза открывать нельзя. В это время «Хозяйка» быстро переодевается и уже выступает в роли воспитателя. Музыка останавливается. Дети открывают глаза и делятся своими впечатлениями.