М.С. Дзюба
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Актуальность
Социологические исследования показывают негативные тенденции:
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге, желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.
- заметно снижен интерес к чтению у дошкольников, младших школьников и подростков;
- резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
И как следствие, дошкольники не любят слушать произведения, а школьники не хотят читать. Проблема чтения становится государственной. Ведь не случайно в одном из своих выступлений В.В.Путин заявил, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, растет число россиян, не читающих книги совсем. А ведь только книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению.
Глава 1. Технология продуктивного чтения произведений для дошкольников.
- Теоретическая основа технологии.
На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения детей к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. К проблеме чтения обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения. Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности у детей, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения.
В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания.
Опираясь на теорию деятельностного усвоения социального опыта (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); теорию формирования типа правильной читательской деятельности (Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская), Чиндилова Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, разработала методику продуктивного чтения-слушания для дошкольников. Чиндилова О.В. является автором пособий для дошкольников, методических рекомендаций, тетрадей по литературе и литературному чтению. Координатор направления «Дошкольное образование» в Образовательной системе «Школа 2100».
1.2 Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п.,) монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
Наблюдая за детьми своей группы в свободной деятельности, заметила, что ребята проявляют недостаточный интерес к художественной литературе — отсутствует устойчивый интерес к слушанию художественных произведений. Дети затрудняются объяснить причины поступков героев, назвать знакомые им сказки и рассказы.
С целью выяснения уровня читательской активности в семьебыло проведено анкетирование родителей. В нем приняли участие родители воспитанников группы. Данное мероприятие позволило увидеть объективную картину чтения в семьях воспитанников. На вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок любил читать?» все ответили «да». На вопрос «Обсуждаете ли вы прочитанное произведение с ребенком?» 70% ответили «да». Цифра внушительная. Однако, на вопрос «Какие книги интересны вашим детям?», многие родители дали самые общие ответы: журналы (какие?), энциклопедии, комиксы. Возникли затруднения с ответом на вопрос «Какие книги, по Вашему мнению, необходимо прочитать Вашему ребенку?»
Важно, чтобы в пору взросления к человеку пришли хорошие книги. «Каждый из нас есть то, что он читает», — утверждал русский философ Иван Ильин. Наша задача, в области детского чтения, — помочь родителю сориентироваться в мире детских книг.
1.3 Технология продуктивного чтения. Особенности и структура.
Художественные произведения, предлагаемые образовательной программой в детском саду, являются необходимой базой для формирования активной читательской деятельности. Применение технологии продуктивного чтения в полной мере позволяет решать поставленные задачи, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте: понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору. При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
Первый этап. Работа с текстом до чтения:
Цель : вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.
Данный этап включает в себя:
- рассматривание обложки книги, иллюстраций;
- сообщение названия произведения и имени автора;
- ответы на вопросы детей;
- прогнозирование – о ком и о чем будем читать;
Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)
Например, до чтения произведения Н.Носова «Леденец» рассматривается иллюстрация, где изображены герои произведения, дети прогнозируют, что рассказ будет о маленьком мальчике, который, возможно, останется дома один.
Второй этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).
Этап предусматривает:
- чтение взрослым (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (объяснение непонятных слов, речевых оборотов), например, в сказке В.Сутеева «Под грибом» объяснение детям среднего дошкольного возраста пословицы «В тесноте, да не в обиде»;
- ведение диалога с автором (ответы на прямые и косвенные авторские вопросы, например, в сказке В.Сутеева «Яблоко» дети отвечают на прямые вопросы автора»: «Кто яблоко нашел?», «А кто яблоко сорвал?» и др. );
Результат: полноценное восприятиетекста
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.
Этап предполагает:
- беседу о прочитанном;
- воспроизведение прочитанного с помощью заданий: через имитацию движений, драматизацию, игру и др. Например, после прочтения рассказа В.Кузнеца «Ботинки» можно предложить ребятам поупражняться в завязывании шнурков, чтобы с ними не случилась неприятность, подобная той, которая произошла с героями произведения – братьями Витей и Митей).
Результат: углубленное восприятие ипонимание текста.
Опора на технологию не означает, что работа с текстом должна быть однообразной по своей структуре и организации.
Глава 2. Педагогический проект «Применение технологии продуктивного чтения для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста»
Вид проекта: педагогический, практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2 года.
Участники проекта: дети, педагог, родители воспитанников.
2.1. Педагогическая целесообразность проекта.
Разработанный мною педагогический проект «Применение технологии продуктивного чтения для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста»направлен на приобщение детей и их родителей к чтению художественной литературы, создание активной читательской среды, развитие способности понимать текст, извлекая из него максимум того, что напрямую сказал автор и что читается между строк.
Цель проекта: формирование типа правильной читательской деятельности (антиципация, восприятие, понимание).
Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить технологию продуктивного чтения в системе развития и воспитания дошкольников;
2) разработать план реализации проекта в образовательной деятельности детей дошкольного возраста;
3) рассмотреть перспективы дальнейшего развития и использования педагогического проекта.
В основу реализации проекта легли дидактические принципы, актуальные для дошкольного возраста.
Принцип личностно-ориентированного общения. Данный подход способствует созданию атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; в процессе общения педагог выступает как активный соучастник; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип полноты и целостности — подразумевающий совокупность знаний художественных произведений и их использование в различных видах детской деятельности.
Принцип системности — обеспечивающий организацию процесса художественно-речевой деятельности на основе взаимодействия его компонентов (цель, содержание, средства, результат).
Принцип развивающего обучения — ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, наглядное моделирование на основе использования мнемотехники.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному).
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата.
Принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью – выражается в том, что при организации работы по приобщению детей к художественной литературе широко используются игровые технологии, игровые дидактические пособия, театрализованные игры.
Принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе комплексно-тематического единства с интеграцией образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Прогнозируемые результаты при реализации проекта:
Для детей:
- ребенок высказывает свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией к тексту;
- имеется интерес к слушанию художественной литературы, умение устанавливать причинно — следственные связи, придумывать , фантазировать;
- умеет оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Для родителей:
- повышена компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного слушателя;
- высокий уровень активной читательской позиции по отношению к тексту и его автору.
2.2. План реализации педагогического проекта
Этапы реализации проекта. | Содержание работы | Сроки |
Первый этап. Подготовительный | Постановка целей; -определение актуальности проекта; -подбор методической литературы для реализации проекта; -составление перспективного плана чтения художественных произведений с использованием технологии продуктивного чтения; — разработка пакета методического материала по составлению вопросов и заданий к -подбор наглядно-дидактического материала(картотека произведений, иллюстрации, подвижных игр); -создание предметно-развивающей среды в группе; -проведение педагогической диагностики по образовательным областям «речевое развитие», «познавательное развитие»; -проведение анкетирования родителей с целью выявления уровня читательской активности в семье; — формирование банка данных по результатам педагогической диагностики и анкетирования родителей воспитанников. | Сентябрь |
Второй этап. Основной. | Работа с детьми: Чтение: А.Введенский «Одевочке Маше, собаке Петушке и о кошке Ниточке»; Д/и «Лото «Домашние животные» Э.Мошковская «Чужая морковка» Рисование «Овощи» | Сентябрь |
Работа с детьми: Чтение: В.Сутеев «Под грибом». П\и «Курочка и цыплята» Выставка книг по произведениям В.Сутеева. Е.Пермяк «Торопливый ножик» Игра «Хорошо-плохо» | Октябрь | |
Работа с родителями: разработка рекомендаций по развитию у детей умения понимать текст произведения. Работа с детьми: Чтение Ю.Дмитриев «Что такое лес?» Д/и «Что растет в лесу?» Е.Казаков «Чик-чик ножницами» | Ноябрь | |
Работа с родителями: изготовление атрибутов для игр. Работа с детьми: чтение Н.Носов «Заплатка», «Леденец»; С.Козлов «Зимняя сказка» П\и «Мишка-шалунишка» Пластический этюд «Снежинки» | Декабрь | |
Работа с детьми: Е. Чарушин «Что за зверь?» П\и «Хитрая лиса» Э.Успенский «Как мальчик Яша плохо ел» Игра «Правда-неправда» | Январь | |
Работа с детьми: Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», Беседа «Как бы ты поступил на месте героя» Презентация «Откуда появилась книга» | Февраль | |
Работа с детьми: Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц» Выставка книг по произведениям Е.Чарушина. Л.Воронкова «Как Аленка зеркало разбила» Беседа «Как могло произойти по другому» Д\и «Собери картинку» П\и «По дорожке на одной ножке» | Март | |
Работа с родителями: создание буклетов «Хорошая книга – лучший друг» Работа с детьми: К.Чуковский «Федорино горе» (Книги-юбиляры) Лепка «Посуда для Федоры» Н.Носов «Затейники» | Апрель | |
В.Драгунский «Тайное становится явным» В.Бианки «Первая охота», «Подкидыш» Выставка иллюстрации по произведениям В.Бианки. | Май | |
Третий этап. Итоговый | -Анализ достижения целей и полученных результатов (по результатам итоговой педагогической диагностики); — составление перспективного планирования чтения литературных произведений в рамках используемой технологии; -определение дальнейших направлений реализации проекта: разработка педагогического подпроекта «Работа с фольклорными произведениями по технологии продуктивного чтения» | Май |
Заключение.
Таким образом, технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.
Обеспечивает решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по образовательным областям:Познавательное развитие
— развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
— формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним.
Художественно-эстетическое развитие
— добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.
— вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;
— содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
— обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
— поддерживать стремление детей к творчеству;
— обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
— учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.
Практика проведенных занятий с использованием технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволяет успешно интегрировать знания (понятия) из различных образовательных областей, формировать исследовательские навыки у детей, повышает уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.
Список литературы
- Бунеева, Е.В. Мастер-класс «Проектирование урока на основе технологии продуктивного чтения» (начальная школа) [Электронный ресурс] / Е.В. Бунеева. – http://school2100.com/kursy/master-class/master-classes-textbook/
- Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская //Начальная школа. — 2011. — № 1. — С.11-18.
- Светловская, Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол – М.: АРКТИ, 2012. – 56 с.
- Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1. – с. 11–18.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
- Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.
- . Чиндилова, О.В.Развитие речи старших дошкольников с позиции теории речевой деятельности. [Текст] / О.В. Чиндилова // Начальная школа : плюс до и после. –2010. – № 4. – С.78-82. (0,25 п.л.)
- Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников. [Текст] / О.В. Чиндилова // Начальная школа : плюс до и после. – 2010. – № 5. – С. 74-77. (0,2 п.л.)
- Чиндилова, О.В. Программа по введению в художественную литературу для детей старшего дошкольного возраста). [Текст] / О.В. Чиндилова.// Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008. – С. 84-85.. (0,2 п.л.)