Смольникова Светлана Юрьевна
КГУ «Школа–центр дополнительного образования №29» акимата г. Усть–Каменогорска, Республика Казахстан.
Учитель математики
Начальная школа – фундамент образования каждого человека. Сегодняшний школьник, конечно, не похож на сверстников 90–х годов ХХ в. Новое поколение – это граждане своей страны, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению. Поэтому важно сформировать у школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с этим к системе образования предъявляются и другие требования. Важнейшей задачей современного школьного образования является повышение мотивации к обучению у школьников. Формирование мотивации учения в школьном возрасте является актуальной задачей как в отечественной, так и зарубежной школе.
Основной целью работы является развитие мотивации (заинтересованности) обучения у школьников.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) разработка эффективных методов мотивации учащихся;
2) создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
3) создание ситуации успеха;
4) использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности.
Мотивация – многофакторное явление, так как на её уровень влияют различные факторы, идущие как от специфики государственной политики в области образования в целом и принятых в культуре стилей воспитания, от содержания, методов и форм обучения [1].
На сегодняшний день образование перестраивается кардинально, внедряются активные методы обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем [2].
Научная новизна данной статьи заключается в разработке и применение на практике игровых ситуаций для мотивации учебного процесса учащихся.
При планировании учебного процесса, ориентируюсь не на κаκого–то абстраκтного среднего учениκа, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы κаждого учениκа, и κласса в целом. Для меня это постоянный поисκ оптимального сочетания методов и приемов работы, κоторые дали бы возможность одним учениκам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высоκий творчесκий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Традиционный подход κ организации учебного процесса может обеспечить достаточно высоκий уровень усвоения знаний, умений и навыκов, но он не способствует развитию личности, расκрытию ее потенциала [3]. Поэтому один из перспеκтивных путей развития и повышения мотивации учения вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации уроκа, который начинается с планирования. Одним из эффективных методов при планировании урока является метод обратного дизайна. На примере урока геометрии в 7 классе представляю особенности планирования урока математики в рамках обновлённого содержания образования.
Раздел: Окружность, Геометрические построения. Тема «Взаимное расположение прямой и окружности. Взаимное расположение двух окружностей»: так как данная тема по календарно–тематическому планированию предполагает 2 урока, и это 1 урок, то целесообразно посвятить получению новых знаний.
В учебной программе запланирована цель: анализировать случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей. Для достижения данной цели были поставлены реальные и измеримые цели урока.
Планирование урока начала с конца, т.е. с ожидаемого результата, а именно, ученики:
– перечисляют случаи возможного расположения прямой и окружности, двух окружностей;
– описывают словесно и изображают случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей;
– анализируют и делают вывод о взаимном расположении фигур по условию задачи.
После этого напрашивался вопрос: Как организовать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся смогли достичь результат в соответствии с поставленными целями перед собой?
Во–первых, необходимо вовлечь всех учащихся в учебный процесс и во–вторых, подобрать активные методы обучения.
Проанализировав многие стратегии, выбрала эффективные:
«Что это?» в начале урока способствует мотивации, концентрации внимания и содержит здоровье сберегающий компонент (движения головы + знания элементов окружности)
Например, учитель говорит: «Радиус равен двум диаметрам», а ученики молча движением головы влево–вправо показывают ответ, т.е. нет. Включены в работу все, а у учителя есть возможность увидеть, кто правильно отвечает, а кто –нет.
С помощью стратегии «Перестрелка» (в качестве домашнего задания нужно было составить вопросы разного уровня по теме окружность, ее элементы, а на уроке каждый ряд выбирает интересные вопросы и задает другому ряду: 1–2, 2–3, 3–1) на этапе актуализации знаний достигается цель: умение формулировать вопросы по таксономии Блума, анализировать изученный материал и чётко давать ответы, т.к. обсуждение, принятие решений, выбор вопроса идет в группах.
Далее, для изучения новой темы необходимо знание и умение определять элементы окружности поэтому запланировала стратегию «Соотнеси» – на карточках по рисунку указать соответствие отрезка названию элементов окружности, по результатам которой увижу, кому и что необходимо дорабатывать. Вовлечены все, но индивидуально.
Никого не удивлю, если скажу, что 50% увиденного и услышанного люди запоминают, 70% сказанного или написанного. Это побудило меня организовать работу в группах, в которых будет проходить исследовательская беседа по изучению новой темы. Исследовательская работа предполагает несколько вариантов выполнения по интересам учащихся.
Группа А1: выполняет практическую работу на листах А4 исследовательского характера по инструкции.
Группа А2: моделирует взаимное расположение в ноутбуках с помощью различных программ.
Группа В1: моделирует взаимное расположение с помощью вырезанных фигур разного размера и делает выводы.
Группа В2: классифицирует взаимное расположение двух окружностей по количеству общих точек, результат представляют в виде таблицы.
Материал урока был разбит на 3 составляющие так, чтобы эффективно спланировать время урока и по окончании работы собрать целую картину. В результате чего учащиеся будут: называть каково взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей, т.к. шло интерактивное обучение: обсуждение, принятие решений, изображение различными способами, проектирование. Причем обсуждение пройдет двухфазно, в своей группе А1 или А2, затем в двух группах одного уровня, после чего ребята сделают вывод о взаимном расположении фигур.
Таким образом, считаю, что выбранные активные методы обучения способствуют достижению целей урока и направлены на вовлечение всех учащихся в процесс обучения.
Дифференциацию в своем планировании предусматриваю на протяжении всего урока, начиная с целеполагания, где каждый ставит цель, реальную для себя.
Деление на группы выполнит сам учитель, т.к. определит их по уровню знаний А, В, С. Считаю, что это будет стимулировать учащихся, т.к. задания предусмотрены реальные и выполнимые именно для них, что вызовет интерес и ответственность каждого ученика за результаты своей работы.
Дифференциация была по темпу заданий «Думай–решай», объему заданий– исследовательская беседа, посредством уровневых заданий. Также предусмотрены «подмостки» в виде инструкций к выполнению работы, консультаций учителя и учеников по запросу. Таким образом постаралась запланировать, чтобы уровень помощи гибко приспосабливался к текущему уровню выполнения и проблем.
Проверка опорных знаний учащихся осуществляется с использованием техник оценивания «Устный комментарий», «Благодарю»; «Жетоны», где ученики получают жетон с цифрой, соответствующей количеству правильных ответов.
Уровень усвоения новой темы осуществляется с использованием листа оценивания по критериям; умение анализировать случаи взаимного расположения прямой и окружности, двух окружностей проверяются стратегией «Думай–Решай» с использованием заданий с дескрипторами; в течение всего урока учитель ведет лист наблюдений по формативному оцениванию, где отмечает, достиг ли учащийся целей урока.
Чтобы выбрать домашнее задание, детям также необходимо оценить свой уровень подготовки, так как предлагаются задания на выбор.
На заключительном этапе урока проводится самооценивание в форме рефлексии «Незаконченное предложение»; которая покажет, какой результат был достигнут к концу урока каждым учеником в соответствии с целями урока и критериями.
Можно отметить, что метод планирования урока от обратного способствовал выбору активных методов обучения, дифференциации и приемов оценивания для достижения целей урока и планируемых результатов. Они достигнуты, их можно измерить, и они конкретные для данного урока.
В заключении необходимо отметить, что при планировании урока математики по обновлённому содержанию образования у учителя открываются большие возможности: использовать активные методы обучения для повышения мотивации и соответственно качества знаний, реализовать дифференцированный подход, развивать коммуникативных навыки, обучать друг друга, аргументированно отстаивать свою точку зрения, грамотно задавать вопросы и многому другому. А школьники в свою очередь могут реализовать свои способности, развивать их и приобретать навыки самостоятельно учиться.
Библиографический список:
1. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787–792. 2. Пρияткина Н.Ю. Пοдгοтοвка будущих учителей к фορмиροванию мοтивации учебнοй деятельнοсти шкοльникοв: автορеф. дис. .канд.пед.наук / Пρияткина Наталья Юρьевна. — Шуя, 2008. — 23 с. 3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. — 40 с.