• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
13 Июн2018

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО

13.06.2018. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ призвана развивать:

  • творческую самостоятельность личности;
  • кругозор детей;
  • познавательные способности к синтезу, сравнению, обобщению, классификации;
  • мышление и речь;
  • создавать комфортные условия для развития познавательной активности в ходе экспериментирования;
  • учить детей удовлетворять собственную любознательность самостоятельно;
  • командную работу детей.

 Направления в познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Образовательная система в России стремится воспитать творческих личностей, а потому доминирующей становится концепция личностно-ориентированного образования, которое призвано не научить, а помочь в становлении самобытной и самостоятельной личности. Такие дети смогут реализовывать ценности и собственные цели в жизни. В условиях дошкольных образовательного учреждения реализовать это можно посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая основывается на инициативности кадров и передовом педагогическом опыте. Наряду с художественным творчеством, танцевальными и музыкальными занятиями, играми, познавательно-исследовательская деятельность является ведущей в детском саду. Детская исследовательская деятельность реализуется в нескольких видах работ в зависимости от возраста дошколят. Таблица видов работ и возрастных категорий

Возрастная категория Виды работ
Младшие группы • исследовательско-творческие — воспитанники детского сада экспериментируют, отражая результаты экспериментов в виде рассказов, стихов, драматизации;

• ролево-игровые — воспитанники решают поставленные проблемы, вживаясь в образы персонажей игр или сказок;

• информационно-практические — в соответствии с социальными интересами дети собирают и обрабатывают информацию;

• творческие — музыкально-танцевальные праздники, детское изобразительное и прикладное творчество

Старшие и подготовительная группа • поиск решений проблемных вопросов и ситуаций; • коллекционирование с классификацией и сортировкой предметов, что позволяет усвоить родовидовые отношения; • изучение карт для освоения представлений о пространстве и площади, окружающем мире; • мини-лаборатория с экспериментами и опытами, где дошкольники изучают свойства и предметы, живую и неживую природу; • примитивная трудовая деятельность — уборка листьев, уход за цветниками; • экскурсии, походы и прогулки — знакомство с окружающим миром, природой.

Несмотря на то, что в детском саду используются различные направления познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, ключевым остается эксперимент.

В ходе экспериментирования дети учатся ставить цели и искать пути их достижения, анализировать явления и объекты, выделять важные связи и признаки, подбирать материалы для самостоятельной деятельности, выдвигать предположения, экспериментировать, подводить итоги.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность базируется на постижении мироустройства, взаимосвязи между явлениями окружающего мира, их анализ и систематизацию. В дошкольный период подобная деятельность чаще встречается точечно, вплетаясь в продуктивную деятельность или игры. Чем старше становятся дети, тем больше психических функций включается в познавательный процесс.

Детские исследования выполняют несколько важных функций:

  1. Развивают любознательность детворы.
  2. Позволяют освоить временные, пространственные, родовидовые и причинно-следственные связи;
  3. Учат детей систематизировать связи между явлениями и предметами окружающего мира;
  4. Развивают восприятие, мыслительные процессы, тренируют навыки словесного анализа и рассуждения.

Важно, чтобы воспитатели уяснили, что эффективная познавательно-исследовательская деятельность возможна в случае соблюдения некоторых правил:

  1. Результат — не самоцель, важно познакомить дошкольников с миром, в котором они живут;
  2. Деятельность детей свободна от обязательств, потому что малыши должны сохранять чувство внутренней свободы;
  3. Длительность познавательно-исследовательской деятельности не регламентируется;
  4. В ходе осуществления задачи важно учитывать индивидуальные черты дошкольников и давать им право на ошибку.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста обеспечивают им наглядно-образное и наглядно-действенное мышление — лучшую базу для успешного экспериментирования.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ подразумевает несколько этапов работы:

  1. Педагогам важно заинтересовать детей, пробудить в них любопытство. Важно, чтобы дошкольники активизировали свои поведение, мысли, активно включились в обсуждение материала. Дошкольники самостоятельно определяют длительность и интенсивность деятельности, планируют свое время, выбирая предмет и тематику для исследований.
  2. Дети воспринимают окружающий мир, осмысленно делают работу. Они определяют значимые и интересные для них темы и объекты. У них появляются новые идеи, развивается творческий потенциал, поскольку любознательность и интерес стимулируют развитие мышления.
  3. Дошкольники развивают воображение и приобретают наглядно-образное мышление, что позволяет им усваивать и обобщать знания о явлениях и предметах. Образное мышление позволяет обобщить собственный опыт, изучив заинтересовавший их предмет. Дети используют полученные понятия для решения исследовательских задач, закладывая базу для логического мышления.
  4. Педагогам остается проверить результаты работы, похвалить детей, позволить им поделиться результатами своего труда с другими малышами.

Структура детского экспериментирования предполагает пять этапов:

  1. Определение проблемы, постановка темы исследования;
  2. Выдвижение предположений и гипотез;
  3. Поиск и подбор оптимальных вариантов решения проблемы;
  4. Сбор необходимого для решения материала;
  5. Обобщение, выводы.

 

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты