Е.Г. Хазова
Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога ДОО является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Мне хотелось подробнее остановиться на экспериментировании в области человеческих эмоций, так как приоритетным направлением в деятельности педагога является именно развитие и коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
В своей работе использую практическое пособие И. А. Пазухиной «Давай познакомимся!». В этом пособии собраны социально-проблемно-игровые упражнения и эксперименты в области человеческих эмоций. С помощью этих игр и упражнений решаю следующие задачи: углубление представлений об основных эмоциях; формирование коммуникативных навыков; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми; развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.
Именно в экспериментальной деятельности детям предоставляю возможность самостоятельнорешать поставленные задачи, находить пути их решения. Главное, дать дошкольникам возможность самостоятельно, в процессе деятельности прийти к выводу, что легче и проще найти решение, если работать, сообща, принимая во внимание мнение, знания, опыт своих товарищей. Не желательно подсказывать и конечный результат, потому что теряется ценное ощущение первооткрывателей, первопроходцев, экспериментаторов.
Например, на НОД по познавательно-исследовательской деятельности, направленной на исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними по теме «Человек и его настроение» вместо обычной беседы «Какое настроение вы знаете, каким бывает настроение?», как часть образовательной деятельности провела эксперимент целью которого было расширить представление о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть); развивать внимание к соответствующим переживаниям; развивать творческие способности. Я предложила детям посетить «Школу волшебников» и превратится всем в волшебников, каждому дала набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик с водой, трубочка. И предложила при помощи простых, самых обычных материалов превратить прозрачную воду в настроение. А теперь приступаем к волшебству. Внимательно посмотрите на воду в стаканчике. Какая она? Как вы думаете, вода в стаканчике похожа на какое настроение? Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем наше настроение похоже на прозрачную воду. А теперь бросим в стаканчики блестки, размешаем трубочкой. Посмотрите, какая красота! А теперь устроим салют (подуть в трубочку). На какое настроение сейчас похожа вода в стаканчиках? (радость). Скажите, а когда вы радуетесь? Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют. Но бывает ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение. Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Потерялась наша радость. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? Когда нам бывает грустно? Когда мы грустим, наши мысли становятся неприятными, мы плохо себя чувствуем, и наше настроение похоже на темную, мутную воду. Как можно вернуть веселье, радость? А еще можно настроение раскрасить яркими красками. Предложила взять кисточки и яркими красками раскрасить настроение в своих стаканчиках. Какое настроение мы наколдовали в школе волшебников? (спокойное, радостное, грустное). На что похоже радость? Грусть? Спокойствие? Как мы с вами победили грусть? И самое главное сегодня мы узнали, как превратить обычную воду в настроение; «наколдовали» грустное, спокойное и радостное настроение.
Я уточнила, что мир вокруг нас многоцветен и может менять цвета, например, из-за нашего настроения. Когда нам весело, то нам кажется, что все вокруг нас радуется: и солнце, и цветы, и птицы, и люди. Спрашиваю: «Как вы думаете, на что похожа радость?» (На солнце, подсолнух, цыпленка, одуванчик, то есть что-то теплое, мягкое, желтое.) Значит, какого цвета радость? (Желтого, оранжевого.) Предлагаю взять пластинки этих цветов и посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? (Дети высказываются.) И все меняется, когда нам грустно: все рядом с нами окрашивается в тусклые краски хмурой осени, мы можем представить печальные слезинки дождя. Возьмите серые пластиночки и поглядите вокруг. Что заметили? А теперь положите перед собой эти черно-белые картинки и посмотрите на них через желтые стекляшки. Произошли какие-либо изменения? Дети высказываются. И обязательно делаем вывод вместе с детьми: мы способны поменять настроение и мир вокруг себя, лишь только этого захотев.
Продолжая данную тему, предложила детям вместе с родителями найти различные способы улучшения настроения. Дети принесли и показали волшебный прибор — калейдоскоп. Дети смотрели на многоцветные узоры и сделали вывод: таким же многоцветным как многоцветные узоры может быть наше настроение, мы все, то грустим, то сердимся, то боимся, то радуемся.
НОД по коммуникативной деятельности, направленная на развитие речи как часть образовательной деятельности провела упражнение – эксперимент «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя». С целью лучшего восприятия стихотворения предлагала рассказать стихотворение голосом какого-либо сказочного героя. Например, голосом Золушки или Бармалея. Имя этого сказочного героя я скажу на ушко, а остальные внимательно послушают, а затем постараются отгадать, голосом какого сказочного героя было рассказано стихотворение. Так же делали вывод: что голосом можно выразить и зло, и чуткость, и доброту.
НОД по восприятию художественной литературы и фольклора по теме «Рассказывание сказки «Снежная королева»», как часть образовательной деятельности провела игру – эксперимент «Снежная королева». Я предложила вспомнить, что в ней рассказывалось про зеркало, в котором все доброе уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но когда Кай и Герда выросли, они изобрели волшебные очки, в которых, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, которое человек иногда прячет ото всех. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил сейчас эти очки. Тот, кто наденет их, пусть внимательно посмотрит на каждого из ребят и постарается разглядеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то хорошее, что обычно не замечается. Я сама как педагог первой «надела очки» и показала детям, как в них смотреть. После игры дети делятся впечатлениями, чувствами в пережитыми ими обеих ролях: смотрящих и рассматривающих.
В заключение хотелось бы отметить, что данная проблемно-игровая технология детского экспериментирования по социально–коммуникативному развитию является инновационной в детском саду. В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира.
Литература: