Нуреева С. Р., Мамышева Г. Ф.
Цель проекта: Расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей.
Задачи:формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; формировать обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда; развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых; воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Продукты проекта: Иллюстрированный лепбук «В мире профессий» и электронная дидактическая игра «Мир профессий».
Дидактическое пособие в технике лепбук «Мир профессий» предназначен для детей старшего дошкольного возраста и является развивающим средством обучения. Пособие может быть использовано для организации совместной работы педагога и детей, а также для самостоятельной деятельности детей.
Содержание лепбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию, участвовать в оформлении игр.
Цель лэпбука: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Содержание лэпбука «Профессии»
1. Кармашек «Кем быть» — дидактическая игра
Цель игры: дополнить и обобщить знания детей о профессиях, атрибутах, необходимых каждой профессии.
Правила игры: Ведущий (воспитатель) раскладывает на столе все карточки с атрибутами. Карточки с представителями профессий забирает себе. Ведущий показывает любую карточку с человеком в форменной одежде, например врача. Игроки должны назвать профессию этого персонажа и подобрать карточку с изображением подходящих предметов – термометра, фонендоскопа и таблеток. Тот, кто первым это сделает, забирает обе карточки себе. Выигрывает участник, набравший больше всего очков.
2. Кармашек «Кому что нужно» — игра – лото:
Цель игры: систематизировать знания о профессиях, о предметах их труда.
Правила игры: ребенку предлагается большая карта, на которой изображен представитель профессии. Ведущий показывает маленькую карточку с изображенным на ней предметом. Игрок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии он соответствует и почему, и выложить его на соответствующую карту. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно закроет свои карты.
3. Кармашек «Игры с буквами» — карточки с названиями профессий для упражнений на развитие звукового анализа и синтеза, для закреплений счёта. (ВРАЧ, ПОВАР, СТРОИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК и т.д.)
Задания: сколько в слове букв, покажи в слове букву (О, (А).
4. Кармашек с загадками.
1.Кто у постели больного сидит, И как лечиться, он всем говорит? Кто болен — он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор, врач) | 2. Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды. (Повар) |
4.Вот на краешке с опаской Он железо красит краской. У него в руках ведро, Сам расписан он пестро. (Маляр) | 5.Он бревно отешет ловко, Стены сделает, навес. У него смолой спецовка, Как сосновый пахнет лес. (Плотник) |
5. Кармашек с пословицами.
«Отгадайте, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках»
Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)Не игла шьёт, а руки. (Швея.)Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка.)На охоту ехать – собак кормить. (Охотник.)Цыплят по осени считают. (Птичница.) |
6. Кармашек «Собери картинку» — разрезные картинки: составляем сюжетную картинку из частей, рассказываем, кто на ней изображён.
7. Кармашек «Пальчиковые игры» — упражнения на развитие речи, координацию движений, развитие мелкой моторики.
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук) Плащ портниха шьет. (Махи руками) Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок) Сталь кузнец кует. (Хлопки) Дровосеки рубят. (Махи с наклонами) Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх) Что же делать будет, (Поднимание плеч) Наша детвора? | «Парикмахер» Быстро голову помыли! (Имитируют мытье головы шампунем) Расчесали, посушили. (Сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают) Взяли ножницы, расческу. (Показывают пальцами рук ножницы и расческу) Вот и сделали прическу! (Руки в стороны, как бы красуясь) |
8. Кармашек «Раскраски»
9. Кармашек «Беседы с детьми «В мире профессий» – карточки с изображением городских учреждений (вокзал, аптека, банк, библеотека и т. д.), схема описательного рассказа. Используя данный материал, воспитатель предлагает составить рассказ о профессиях людей, работающих в банке, в театре, поликлинике и других городских объектах испульзуя схему описательного рассказа. Можно детям задавать вопросы. Например, о том, где можно увидеть стеллажи с книгами, лекарствами или весы и кассовый аппарат. Дети, которые умеют читать, подбирают названия к каждой картинке.
10. Кармашек Лото «Ассоциации. Музыкальные профессии»
Настольная развивающая игра познакомит детей с музыкальными профессиями. В процессе игры развивается логическое мышление, музыкальная память, способность находить связь между предметами.
Правила игры: ведущий предлагает детям заполнить игровые поля фишками с соответствующими изображениями, основываясь на ассоциативных связях между предметами и субъектом.
11. Кармашек дидактическая игра «Лесенка про труд людей разных прессофий» или «Модель деятельности».
Деятельность рассматривается как модель – система из пяти компонентов: задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата. Это методика «5 пальцев».
В этом пособии представлены профессии: садовник, строитель, швея, художник, повар, доярка, врач. Каждой профессии соответствующие инструменты труда, материал, задумка и результат деятельности.
Правила игры: 1 вариант: ведущий предлагает ребенку построить лесенку про труд людей разных профессий, например строителя.
1. Что задумал строитель? Построить дом.
2. Из чего будет строить? (материал) Кирпичи, раствор, и др.
3. Какие нужны инструменты? Бетономешалка, мастерок, лопата, молоток
4. Как будет работать? По порядку
5. Какой будет результат? Красивый, удобный, прочный дом.
Воспитатель предлагает ребенку подобрать карточку с изображением подходящих предметов и обозначить каждую ступеньку.
2 вариант: воспитатель предлагает на большой карточке нарисовать лесенку про труд людей разных профессий, и показать взаимосвязь между людьми разных профессий.
Применяя лепбуки в работе с детьми, можно сделать вывод, что это очень удобная и полезная вещь для их развития.