И.М. Тиунова
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В программе «От рождения до школы» в разделе «Социально-коммуникативное развитие» представлены основные задачи по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач. Продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, расширять представления о малой родине. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города.
Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, углублять и уточнять представления о нашей Родине — России, закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям. Продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы. Расширять знания о государственных праздниках.
Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
Рассказать, что Россия — самая большая страна мира, показать Россию и Москву на карте. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Рассказывать детям о Ю.А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Развитие коммуникативных способностей. Развитие общения, готовности к сотрудничеству.
Изучая различные инновационные методы в образовательной деятельности, я познакомилась с методом «ментальных карт» (интеллект-карт).
Ментальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, социально-коммуникативные навыки, речевые способности детей, развивается творческое мышление.
Существует несколько основных правил создания ментальной карты (интеллектуальной карты):
Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно. Нельзя не отметить полезные свойства ментальных карт (интеллект-карт):
- наглядность, вся проблема отображается компактно;
- привлекательность, интеллект-карта имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно;
- запоминаемость, благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета, информация, отображенная в интеллект-карта, легко запоминается;
- своевременность, интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает;
- творчество, интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач;
- возможность пересмотра, интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Теперь я расскажу о создании и использовании мною ментальных карт, как средства развития социально — коммуникативных навыков старших дошкольников на примере карты о народах Самарской области.
В центре листа – мы расположили центральный образ (карту Самарской области), который символизирует основную идею или тему.
От центрального образа мы фиксируем идеи, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрываем центральную тему. Ребята вырезают заранее распечатанные картинки с изображением людей в национальных костюмах, которые живут в нашей области и наклеивают их вокруг карты.
Вот что у нас получилось. Вокруг карты изображены люди в национальных костюмах: русские, чуваши, мордвины, армяне, немцы, кыргызы, татары.
На этом этапе дети получают первоначальное представление о народах, живущих в нашей области. Здесь мы прикрепляем рядом с изображением людей в национальных костюмах, картинки с изображением национальных праздников каждого народа. Картинки с изображением праздников съемные и могу меняться, в зависимости от того, с чем мы хотим познакомить детей (с национальными блюдами народа, традициями, обычаями).
Чтобы раскрыть идеи первого уровня, мы рисуем ветки второго уровня.
Чтобы ментальная карта была красочной, используем максимальное количество цветов. Для наглядности везде, где возможно, добавляем рисунки, символы и другую графику, которые ассоциируются с ключевыми словами. Мы рассматриваем ментальную карту, как один из методов социально-коммуникативного развития детей. Поэтому перед нами стоит задача не только научить детей составлять карту, но и реализовать с ее помощью задачи социально-коммуникативного развития. Для этого организуем совместную с воспитанниками работу. С помощью ментальной карты мы решаем следующие задачи социально – коммуникативного развития:
— развитие общения (умение договариваться, умение считаться с мнением товарища);
-готовность к сотрудничеству;
-развитие целенаправленности (развитие самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца).
Готовые интеллект- карты размещаются в группе. Некоторые из родителей составляют ментальные карты дома вместе с детьми по интересным им темам. Эти карты мы используем на занятиях, знакомясь с той или иной лексической темой. В свободной деятельности ребята очень увлеченно изучают их, составляют рассказы и обсуждают изображения, проводят связи между объектами, делают выводы.
Ментальные карты очень интересная форма совместной деятельности, общения с детьми и обучения.