Е.А. Алешина, Л.А. Емелина,
Е.А. Сибирякова
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО более пристального внимания должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях:
• развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;
• трудовое воспитание;
• патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.
Восприятие социального мира у детей дошкольного возраста отличается от восприятия социального мира взрослых . Это обусловлено тем, что у детей слишком маленький жизненный опыт. Данный процесс очень значим для дошкольников. Но то, что дошкольники знают о себе, семье, об окружающем мире, о своих чувствах напрямую зависит от правильного формирования социальной личности. Это влияет на успешную адаптацию в новой системе общественных отношений. Когда ребёнок общается и занимается со сверстниками, он «живёт» рядом с другими, старается принимать правила и учитывать интересы окружающих.
Когда социальные отношения ближайшего окружения разнообразны, то и социальный опыт, приобретённый в детском общении, будет велик.
Чтобы дошкольникам усвоить человеческий опыт, предаваемый из поколения в поколение, нужно общаться с другими людьми. Посещая дошкольные учреждения, дети получают первые сведения об окружающем мире, жизни людей. Знакомятся с историей Родины и своего города. Очень важно приобщать дошкольников к культуре своего народа, т.к. это воспитывает чувства гордости и уважения за землю, на которой живёшь. Детям дошкольного возраста имеет большой смысл изучать историю своего народа. Если делать акцент на знание истории народа и его культуры, то, в дальнейшем, это поможет с уважением относиться к культурным традициям других народов. Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма нужно знакомить их с Родиной, нашей страной, историей нашего народа и его культурой, обрядами и обычаями. Но нельзя представить себе народный обряд без национальной одежды.
Поэтому мы решили в группе оформить «Уголок ряженья», в котором дети будут приобщаться к русскому быту через игру. Попросили помощи у родителей, сшили сарафаны, фартуки, кокошники, рубашки и кушаки. Именно в игре дошкольники могут в полной мере выразить свою активность в познании культуры русского народа. В группе мы организуем игры в костюмах на народную тематику: хороводные и театральные. Наш «уголок ряженья» дает простор для неформальной творческой активности. Когда дети рассматривают народные костюмы и украшения (платки, бусы), их можно озадачить вопросом: «Что это?». Любая из игр расширяет представление дошкольников о мире и их кругозор. То, как ребёнок общается со сверстниками в игре, во многом, зависит от того, насколько развито его восприятие, интерес и способность ориентироваться в окружающем мире. Такая работа требует от воспитателя увлеченности, постоянного наблюдения за реакцией детей, отбора наиболее эффективных методов, приемов и форм организации.
Если детям создать условия, в которых они, через осязание, действия с ранее незнакомыми предметами будет обогащать свой опыт, то и материал будет усваиваться лучше. Данный подход вызывает интерес дошкольников к прошлому родного края, вызывает желание задавать вопросы, исследовать, сравнивать, рассуждать и зачастую самим находить объяснения. Детский «уголок ряженья» выполняет функцию приобщения к культуре и историческому и социальному опыту жителей родного края. А развитие интереса к прошлому своего края неразрывно связано с воспитанием любви к малой Родине, которое является одной из главных задач патриотического воспитания дошкольников. Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Из этого следует, что развитие интереса к русской культуре является неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. С раннего возраста дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих его вещей. Игры в «уголке ряженья» способны обогатить впечатлениями от, подчас, совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности.
Так же происходит взаимодействие между сверстниками и педагогом:
— беседы взрослого с ребёнком, способствующие формировать у них самостоятельность суждения;
— развитие представлений и практических навыков;
— непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию;
— включение детей в создание творческих работ.
Информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже будет свидетельствовать об эмоциональной окраске, которая выражается в любопытстве. Любопытство может стать основой любознательности. А любознательность является проявлением интереса. Взаимосвязь очевидна. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. А это всё способствует развитию инициативы дошкольников посредством патриотического воспитания.