• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
28 Авг2024

Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников

28.08.2024. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

                                                                Е.А. Алешина, Л.А. Емелина,

Е.А. Сибирякова

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО более пристального внимания должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях:

• развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;

• трудовое воспитание;

• патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.

Восприятие социального мира у детей дошкольного возраста отличается от восприятия социального мира взрослых . Это обусловлено тем, что у детей слишком маленький жизненный опыт. Данный процесс очень значим для дошкольников.  Но то, что  дошкольники знают о себе, семье, об окружающем мире, о своих чувствах напрямую зависит от правильного формирования социальной личности. Это влияет на успешную адаптацию в новой системе общественных отношений. Когда ребёнок общается и занимается со сверстниками, он «живёт» рядом с другими, старается принимать правила и учитывать интересы окружающих.

 Когда социальные отношения ближайшего окружения разнообразны, то и социальный опыт, приобретённый в детском общении, будет велик.

Чтобы дошкольникам усвоить человеческий опыт, предаваемый из поколения в поколение, нужно общаться с другими людьми. Посещая дошкольные учреждения,  дети получают первые сведения об окружающем мире, жизни людей. Знакомятся с историей Родины и своего города. Очень важно приобщать дошкольников к культуре своего народа, т.к. это воспитывает чувства гордости и уважения за землю, на которой живёшь. Детям дошкольного возраста имеет большой смысл изучать историю своего народа. Если делать акцент на знание истории народа и его культуры, то, в дальнейшем, это поможет с уважением относиться к культурным традициям других народов. Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма нужно знакомить их с Родиной, нашей страной, историей нашего народа и его культурой, обрядами и обычаями. Но нельзя представить себе народный обряд без национальной одежды.

Поэтому мы решили в группе оформить «Уголок  ряженья», в котором дети будут приобщаться к русскому быту через игру. Попросили помощи у родителей, сшили сарафаны, фартуки, кокошники, рубашки и кушаки.  Именно в игре дошкольники могут в полной мере выразить свою активность в познании культуры русского народа. В группе мы организуем игры в костюмах на народную тематику: хороводные и театральные. Наш «уголок ряженья» дает простор для неформальной творческой активности. Когда дети рассматривают народные костюмы и украшения (платки, бусы), их можно озадачить вопросом: «Что это?». Любая из игр расширяет представление дошкольников о мире и их кругозор. То, как ребёнок общается со сверстниками в игре, во многом, зависит от того, насколько развито его восприятие, интерес и способность ориентироваться в окружающем мире. Такая работа требует от воспитателя увлеченности, постоянного наблюдения за реакцией детей, отбора наиболее эффективных методов, приемов и форм организации.

Если детям создать условия, в которых они, через осязание, действия с ранее незнакомыми предметами будет обогащать свой опыт, то и материал будет усваиваться лучше. Данный подход вызывает интерес дошкольников к прошлому родного края, вызывает желание задавать вопросы, исследовать, сравнивать, рассуждать и зачастую самим находить объяснения. Детский «уголок ряженья» выполняет функцию приобщения к культуре и историческому и социальному опыту жителей родного края. А развитие интереса к прошлому своего края неразрывно связано с воспитанием любви к малой Родине, которое является одной из главных задач патриотического воспитания дошкольников. Родина – понятие не только географическое. Это важнейший символ, наполненный глубинным содержанием, один из основных базовых ценностей человеческой культуры. Из этого следует, что развитие интереса к русской культуре является неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников.  С раннего возраста дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих его вещей. Игры в «уголке ряженья» способны обогатить впечатлениями от, подчас, совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности.

Так же происходит взаимодействие между сверстниками и педагогом:

— беседы взрослого с ребёнком, способствующие формировать у них самостоятельность суждения;

— развитие представлений и практических навыков;

— непосредственная эмоциональная реакция на полученную информацию;

— включение детей в создание творческих работ.

Информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже будет свидетельствовать об эмоциональной окраске, которая выражается в любопытстве. Любопытство может стать основой любознательности. А любознательность является проявлением интереса. Взаимосвязь очевидна. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. А это всё способствует развитию инициативы дошкольников посредством патриотического воспитания.

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Июль 2025
  • Июнь 2025
  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты