Т.А. Гуляева, Н.Ю. Ремизова
В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Репертуар для дошкольников богат произведениями о Родине в широком смысле слова. Но формирование патриотизма должно начинаться с любви к своей малой Родине. Поэтому и возникла идея создания авторских песен, раскрывающих конкретные, окружающие детей образы и явления жизни: о Волге, Самарской Луке, народах Поволжья, Новокуйбышевске, родных улицах, детском саде. В песнях старалась отразить не только красоту родной природы, города, края, но и то, как ребёнок может сделать его лучше и краше, как он может помочь родной природе.
Например, фрагмент песни для младших дошкольников «Чистый город»:
… «Город наш любимый, светлый и красивый,
Будем взрослым помогать, сад весенний убирать.
Мусорить не надо, знают все ребята,
Нужно город украшать, клумбы яркие сажать!
Город наш любимый, светлый и красивый,
Мы в перчатках на руках чистоту наводим, ах!»……
«Простая песенка»: … «Ни цветы, ни траву обижать не будем!
И цветы, и траву уважать мы будем!
…..Ни птенца, ни жучка обижать не будем!
И птенца, и жучка уважать мы будем!»
Для детей старшего дошкольного возраста появились такие строки:
«Песня о Волге» ….. «Пусть на волжских берегах утопает всё в цветах,
Не сори, не губи, красоту береги, добрым делом помоги.
Чтобы блики на волнах отражались в небесах –
Ты не смей, человек, загрязнять воды рек, Волга ведь одна на всех!
Чтобы Волгу сохранить, надо всем её любить,
И беречь, и охранять, чтоб навек не потерять»…
«Пернатая семья» … «На планете есть у нас крылатые друзья.
Без заботы пропадет пернатая семья –
Если реки засорять, если воздух загрязнять,
Если будут птичьи гнёзда люди разорять.
…. А зимою трудно вам, крылатые друзья.
Хлебных крошек много дам, ведь мы одна семья!
Для зимующих друзей есть кормушки у детей,
Налетай скорей синица, дятел, воробей!
Мы природу сохраним, птиц в обиду не дадим,
Пусть и летом, и зимой украшают край родной!»……
«Юные спасатели природы»:… «Берёз посадим целую аллею,
От мусора спасём лесной лужок,
Не тронем на поляне муравейник, подвяжем обломившийся сучок»….»
«Родные улицы» …..
«В садик я по городу милому иду,
И улыбку добрую всем вокруг дарю.
И знакомой улице улыбаюсь я,
Самая красивая улица моя, самый чистый и прекрасный город у меня!»
«Мы по городу идём»«Мы по городу идем, городом любуемся,
Дружно песенку поём про родные улицы.
Полюбуйтесь с нами клумбою с цветами.
Городу цветы дарить скоро будем сами!»……
Уверена, что процессе исполнения моих песен ребята не только закрепляют первичные представления о своей малой Родине и принадлежности к ней. Под воздействием ценнейшего инструмента — музыки, их восприятие становится более ярким, глубоким и осознанным, что способствует воспитанию привязанности и любви к родному краю. Это позволит в дальнейшем глубже почувствовать и осознавать себя частью великой страны – России.
К сожалению, современные дети ничего не знают о Великой Отечественной войне, так как утеряна связь с предками, которые воевали с немецко – фашистскими захватчиками. Нельзя быть патриотом, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки. Поскольку одним из компонентов патриотического воспитания является развитие интереса у детей к русским народным промыслам, мы решили объединить эти две темы, и осуществить, таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей. Основная наша задача была — рассказать детям о народных промыслах в годы Великой Отечественной войны. Продуктом проекта стало: оформление мини – музея «Народные промыслы в годы войны».
Вначале проекта дети закрепили знания о народных промыслах: играли в настольно – печатные игры «Собери Узор», «Народные промыслы», лепили и расписывали дымковские игрушки, рассматривали народные игрушки и мотивы…
Далее с детьми проводились разнообразные формы работы по ознакомлению с Великой Отечественной войной: просмотр фильмов, иллюстраций о войне, чтение книг, слушание военных песен, рассматривание военной техники, музейных экспозиций, участие в шествии Бессмертный полк (на территории детского сада), в конкурсе чтецов стихов о войне, посещение утренника в подготовительной группе на 9 мая…
И наконец мы перешли к знакомству детей с народными промыслами в годы Великой Отечественной войны. Для этого мы подобрали материал по данной теме и оформили его в виде альбомов с красочными фотоматериалами и описаниями. В нашем музее также имеются экспонаты, собранные при участии родителей: это сапёрная лопата, военная форма, каски, пилотки, дымковские игрушки, разделочные доски, расписанные городецким узором по теме Великая Отечественная война. В ходе проекта дети узнали много интересного.
Так, хохломские мастера в годы войны получали военные заказы на изготовление лыж и лыжных палок, колодок для пошива солдатских сапог, санитарные носилки, ручки к сапёрным лопатам, сани, приклады для автоматов, сколачивали упаковочные ящики под гранаты и мины, ложки для солдат.
Мастера – лозоплетельщики плели снегоступы – мокроступы, которые использовались для передвижения по болотам и топям, корзины – боковуши. ЗАО «Гипюр» обеспечивало солдат нательным бельём, изготавливали москитные сетки, вышивали знамёна. Павловский завод художественных металлоизделий обеспечивал фронт ложками из нержавеющей стали, мотыги для рытья окоп, светильники для освещения блиндажей, солдатские каски. В 1942 году возобновилось производство дымковских игрушек, которые пользовались в то время огромным успехом. Как бодрая воинственная песня поднимает дух бойцов, так и дымковская игрушка своей яркостью вселяла в людей дух оптимизма (их отправляли в то время на экспорт в Нью –Йорк, Париж, которые в свою очередь оказывали нашей стране гуманитарную помощь). Тема войны нашла отражение в работах палехских мастеров. Так в середине верхнего ряда представлен портсигар, на котором изображён герой повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (здесь изображён сюжет, в котором, лётчик, попав под обстрел выпрыгнув с горящего самолёта 18 суток полз по зимнему лесу с искалеченными ногами и наконец его находят местные жители.