Л.Б. Жукова, Л.В. Куликова
Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма. Для детей дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Все, что сформировано в этот период: знания, навыки, способы поведения, черты характера, оказываются особенно прочными.
Наше структурное подразделение разработало собственный подход к проблеме патриотического воспитания дошкольников. В данную работу мы включаем как традиционные виды деятельности: праздники, досуги, народные подвижные игры, чтение художественной литературы, экскурсии, целевые прогулки, художественное творчество, так и современные технологии. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли бы его мировоззрение нужным содержанием.
Одна из таких технологий — это игры-путешествия. Педагогами разработана совместная деятельность в форме путешествия по картам. Мы знакомим старших дошкольников с понятием «карта», алгоритмом «путешествия по карте». С детьми были проведены игры-путешествия «В прошлое города», «Речной круиз», «Путешествие по городам Самарской области» и др. Детям очень нравится и такая форма образовательной деятельности, как квест-игра. Как и любая технология, образовательный квест имеет свою структуру. Квест – игра может проходить в одном из помещений детского сада, или в нескольких помещениях, а также и на территории. Формы организации квест-игры: путешествие, детектив, журналистское расследование, научное исследование. Нашими педагогами были проведены такие квест-игры, как «В поисках клада», «Тайное письмо», «Моя Родина — Россия», «Путешествие по Жигулевскому заповеднику». Так же в своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников мы используем ментальные карты.
Ментальная карта — информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями рассматриваемой области.
Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов. Совместно со старшими дошкольниками созданы такие интеллект — карты, как: «Народы Самарской области», «Растительный и животный мир нашего края», «Города Поволжья», «Сокровища земли Самарской». В своей работе по патриотическому воспитанию дошкольников, наши педагоги широко используют ИКТ. Это презентации и интерактивные игры, которые способствуют формированию у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, систематизируют и углубляют знания о родном городе, стране, армии, людях разных национальностей, профессий.
Мы используем следующие презентации: «Моя Россия», «Москва-столица нашей Родины», «Знай и люби свой край», «Любимый город», «Реки Сызрани». Интерактивные игры «Угадай родные места, «Символы нашей страны», «Путешествие по городу» и другие. В практической работе по патриотическому воспитанию мы применяем различные формы совместной деятельности в мини-музеях, которые у нас организованы как в группах, так и в холле детского сада. Педагогами были организованы мини — музеи: «Русский платок», «Шкатулки», «Гжельская посуда», «Самовары»,
«Колокольчики», «Пирамидки», «Игрушек наших бабушек». Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только видят подлинные предметы старины, но и активно с ними взаимодействуют.
Воспитатели используют и такую форму работы, как «гость группы». Чаще всего «гостем группы» является родитель. Основная задача гостя рассказать детям о своей профессии, ее истории, о необходимости этой профессии, об инструментах и оборудовании, используемых при выполнении данной работы. В качестве «гостей группы» мы приглашаем и людей творческих профессий: гончара, детского композитора. «Гостями группы» бывают и наши социальные партнеры: библиотекарь филиала детской библиотеки, настоятель храма св. Татианы, преподаватель художественной школы, военнослужащие воинской части, артисты театра, наши выпускники. Традиционным в нашей работе по патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций. Дети охотно участвовали в организации и проведении акции «Чистый лес», «Покормите птиц зимой», «Посылка солдату», «Бессмертная эскадрилья», «Открытка ветерану».
Наше структурное подразделение, как и любое другое, является открытой социальной системой. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с нашими социальными партнерами. Социальные партнеры СП «Детский сад» ГБОУ СОШ №12 г.о. Сызрань, как мы уже говорили ранее, это наши родители, с которыми мы проводим совместно многие мероприятия: «А ну-ка, Мамы», «День Матери», «Богатыри земли русской», «Мама, папа, я- спортивная семья», совместные экскурсии, совместные проекты «Моя семья- генеалогическое древо «Этот День Победы» и др.
Являясь структурным подразделением ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани, детский сад осуществляет работу со школой №12 по совместно разработанному плану, одним из направлений которого является патриотическое воспитание.
Совместно с педагогами школы были проведены следующие мероприятия: «В сказочном царстве, Сызранском государстве», КВН «МЫ – Россияне», совместная акция «Белый цветок», концерт «Россия – Родина моя».
У нас налажена тесная связь с детской библиотекой. Совместно проводятся интересные, разнообразные по тематике и форме, образовательные и культурно-досуговые мероприятия. Так же совместно с библиотекой были проведены следующие проекты: «Подлесовские чтения», «Этих дней не смолкнем слава», «Расти с книгой, малыш». В этом учебном году мы работаем над долгосрочным проектом «Детские писатели Сызрани». Одним из наших социальных партнеров является краеведческий музей г.о. Сызрань. Сотрудники музея организуют и проводят тематические занятия для детей старшей и подготовительных групп с использованием интерактивных технологий. Совместно реализованы такие проекты, как: краеведческий проект «Самарский край», познавательный проект «Времена года». Сейчас мы совместно реализуем проект патриотической направленности «Хоровод народов Поволжья».
Тесное сотрудничество связывает наших педагогов и с Сызранским драматическим театром. Организована работа по долгосрочному проекту «Театр и дети». Появилась возможность «погружения» детей в новую для них театральную среду, возможность сопереживания общих впечатлений детьми и взрослыми.
Наши педагоги активно взаимодействуют с иереем Максимом Соколовым, настоятелем храма св. Татианы. Совместно со старшими дошкольниками реализуется долгосрочный проект «Народные традиции».
В рамках этого проекта стали традиционными такие мероприятия, как: «Покров», «Рождественские чтения», «Масленичная неделя», «Пасха», «Праздник русской березки».
Партнерское взаимодействие детского сада с представленными социальными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для патриотического воспитания дошкольников, для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей; позволяет решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образования в детском саду.