Андреева Е. А., Климова Е. А.
В настоящее время одной из важнейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, они призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Патриотическое воспитание в детском саду необходимо начинать с младшей группы. В младшей группе мы начали прививать любовь и привязанность к семье (познакомили детей с понятием «семья»,играли в пальчиковые и дидактические игры), к детскому саду (изучали детский сад, профессии которые есть в детском саду и т.д.). Формировали бережное отношение к природе и всему живому (беседовали с детьми об окружающем их мире).
В средней группе мы начали знакомить детей со своей малой родиной – городом Новокуйбышевском (Рассматривали фотографии достопримечательностей, изучали какие животные и птицы живут в нашем городе).
В старшей группе мы продолжали знакомить детей с нашим родным городом, развивали интерес к русским традициям и промыслам, формировали элементарные знания о правах человека, расширяли представления о городе. Знакомили детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Формировали толерантность, чувства уважения к другим народам и их традициям. Проводили различные проекты и экскурсии по городу. Для закрепления нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо было создать материально-технические условия. Что — то новое в образовании, собрать во едино наиболее интересные и доступные материалы с опорой на опыт и чувства детей. И мы решили сделать лэпбук «Новокуйбышевск – мой город».
Лэпбук «Новокуйбышевск – мой город» предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Цель создания этого пособия – формирование нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к родному городу.
Перед нами стояли следующие задачи: познакомить детей с историей возникновения города Новокуйбышевска, формировать представления о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу, к своей малой Родине.
Лэпбук предназначен для индивидуальной, парной, групповой работы, но так же его можно использовать и дома, где родители будут являтся равноценными партнёрами.
Лэпбук изготовлен из картонных листов обклеенных самоклеящейся плёнкой, скреплённых между собой. На титульной странице приклеен герб Новокуйбышевска. На остальных страницах лэпбука имеются кармашки с дидактическими играми, книжка – малышка, стихи о городе.
В лэпбуке содержится следующая информация:
— Герб и гимн города Новокуйбышевска. Цель: формировать знания детей о символике города. Познакомить с гимном и гербом г.о. Новокуйбышевск. Ребятам предлагается рассмотреть и запомнить герб города Новокуйбышевска, а так – же послушать гимн. По желанию дети могут его выучить наизусть.
Гимн
Новокуйбышевска (отрывок)
Новокуйбышевск любимый,
Без тебя мне
никуда!
Нитью
связаны незримой
Мы с тобою
навсегда.
— Книжка – малышка – история нашего города.
Цель: познакомить детей с историей прошлого и настоящего города Новокуйбышевска. Дети могут рассмотреть картинки в книжке – малышке и изучить информацию к ним, с помощью взрослого или самостоятельно. — Дидактическая игра «Найди герб Новокуйбышевска».
Цель: дать детям представление о символике родного города, развивать зрительное внимание, память, мышление. Здесь детям предлагается ещё раз посмотреть в начале лэпбука герб города Новокуйбышевска, а потом в игре закрепить умение находить герб своей малой родины среди других гербов.
— Дидактическая игра «Собери герб Новокуйбышевска».
Цель: развить логическое мышление, память дошкольников. В этой игре, задание для ребят усложняется, тем что они по памяти должны собрать на основе голубого фона все элементы герба города Новокуйбышевска. Игра может проводиться в паре, в виде эстафеты.
— Дидактическая игра «Памятники нашего города». Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе. Ребятам предлагается вспомнить памятники родного города, вспомнить где они находятся и что они о них знают. Детям предлагают на выбор следующие иллюстрации:
— Дидактическая игра «Их именами названы улицы нашего города». Цель: знакомить детей с людьми в чью честь названы улицы родного города.
В этой игре детям предлагается вспомнить названия знакомых улиц, подобрать к названиям подходящую фотографию.
— Дидактическая игра «Профессии нашего города». Цель: познакомить детей с профессиями нашего города, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их деятельности. Дети по очереди берут картинки, на которых изображены люди разных профессий. Потом, рассказывают, есть ли в нашем городе такая профессия и что человек этой профессии умеет делать.
— Дидактическая игра «Животные нашего края».
Цель: обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в нашей области. Здесь ребятам предлагается, с помощью карточек поиграть в игры: «Отгадай животное по описанию», «Выбери животных, которых можно увидеть в городе Новокуйбышевске», «Расскажи о животном».
— Дидактическая игра «Птицы нашей области».
Цель: знакомить детей с новыми птицами родного города и области и закрепить знания о уже знакомых птицах. Ребятам предлагается вспомнить названия птиц. Рассказать какие птицы живут в нашем городе. Так же можно предложить детям поиграть в игры: «Перелётные и зимующие птицы», «Отгадай птицу по описанию».
— Стихи посвящённые городу Новокуйбышевск.
Цель: знакомство со стихами о родном городе, вызвать интерес и желание их заучивать. Дети с помощью взрослых знакомятся со стихами написанными о их малой родине. Педагог предлагает ребятам выучить более понравившееся стихотворение и рассказать в группе своим друзьям и другим ребятам.
Вывод: из всего вышесказанного следует, что лэпбук «Новокуйбышевск – мой город» информативен, доступен детям дошкольного возраста, способствует развитию творчества и воображения, обладает дидактическими свойствами, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников. Патриотическое воспитание необходимо прививать детям с раннего возраста, так как процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего гражданина. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории города и всей России.