• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
05 Фев2020

Парциальные программы, направленные на развитие познавательной деятельности

05.02.2020. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

Следует учитывать, что узкая специализация локальных программных документов обуславливает необходимость их использования в комплексе — в противном случае может быть нарушена гармоничность реализуемого учебно-воспитательного комплекса. При этом нельзя утверждать, что одна парциальная разработка превосходит остальные, поэтому при выборе программного содержания управляющему составу ДОУ важно провести целевую мониторингово-исследовательскую работу.  

 Парциальные программы, направленные на развитие познавательной деятельности

Формирование познавательной активности ребенка, способствующее активному интеллектуальному и творческому развитию, базируется на поощрении любознательности, инициации исследовательской и экспериментальной деятельности, последовательному расширению комплекса знаний о себе, своей семье, других людях, окружающих предметах и мире в целом. 

 Парциальные программы по познавательному развитию в ДОУ по ФГОС, проектируемые с учетом возрастного фактора, реализуются через:

  • выявление интересов детей, пересмотр традиционных методов педагогической работы по направлению;
  • формирование базовых предпосылок для ведения сознательной исследовательской работы;
  • приобщение воспитанников к общекультурным ценностям;
  • ознакомление с базовыми понятиями о предметах и явлениях окружающего мира (размер, форма, цвет, количество);
  • создание условий для понимания малышами природы причинно-следственных связей, пространственных и временных рамок;
  • формирование представлений о природе, народах, национальностях и планете Земля — доме всего человечества;
  • закрепление элементарных методических представлений;
  • экологическое воспитание. 

К популярным авторским парциальным программам для дошкольников, реализуемым в рамках данного направления, нужно отнести следующие:

1. «Математика в детском саду» (автор — В.П. Новикова). Образовательная работа по данной парциальной программе проводится в занимательной игровой форме, способствующей легкому запоминанию математических категорий. В ходе занятий дошкольники овладеют устойчивыми навыками счета, познакомятся с процессами прибавления и вычитания, научатся решать простейшие математические задачи. 

 2. «Юный эколог» (автор — С. Н. Николаева) Данная парциальная программа в ДОУ по ФГОС, одобренному Федеральным экспертным советом по общему образованию, поможет привить основы экологической культуры: осознанное отношение дошкольников к явлениям окружающего мира, желание хранить и приумножать красоту природы. 

 3. «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (авторы — Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова).

Программа, направленная на формирование у дошкольников базисов духовной культуры, гуманного отношения к человечеству и результатам его деятельности, уважения к ценностям мировой цивилизации.

  Другие парциальные программы детского сада развивающей направленности: «Паутинка» (автор — Ж. Л. Васякина-Новикова), «Наш дом — природа» (автор — Н.А. Рыжова), «Непреходящие ценности малой Родины» (автор — Е. В. Пчелинцева). 

Парциальные программы по речевому развитию

 Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется через активацию коммуникативных навыков, знакомство с художественными текстами.  Наиболее популярная парциальная программа по речевому развитию в ДОУ по ФГОС — «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (автор — О.С. Ушакова), разработанная с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет. Содержит новые принципы обучения дошкольников родному языку, адаптированные для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Занятия по программе строятся с учетом взаимосвязи комплекса задач речевого развития малышей, а потому способствуют быстрому овладению навыками устной и письменной речи, осознанию принципов образности, формированию навыков словесного творчества. 

Также широко востребована специализированная программа речевого развития «Азбука общения» (авторы — Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова и др.), утверждающая необходимость ответственного отношения педагогов дошкольного образования и представителей семей к вопросам речевого воспитания малышей возрастом 3-7 лет.

Реализация данного психолого-педагогического курса нацелена на формирование у дошкольников адекватных мотивационных установок по отношению к себе, членам семьи, окружающим в ходе выполнения специально разработанных тренингов и игровых упражнений. Особенностью данной программной разработки являются конспекты занятий, адаптированные для ведения индивидуальной и групповой педагогической работы, а также применение метода сопереживания — развития спектра эмоциональных переживаний ребенка и развитию способности передачи оттенков настроения, что гарантирует не только простоту социально-речевой адаптации воспитанников в будущем, но и возможность точного прогнозирования поведенческих реакций. 

 Парциальные образовательные программы по социально-коммуникативному развитию

 Формирование социально-коммуникативных компетенций дошкольников является одной из ключевых задач современной педагогики ввиду стратегической важности адаптации воспитанников к требованиям общества и условиям стремительно меняющейся действительности.

  • Парциальная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС, направленная на обеспечение условий, необходимых для адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе и обществе, реализуется посредством:
  • разъяснения норм поведения, принятых в обществе, нравственных и моральных ценностей;
  • привития навыков самостоятельности, самообслуживания;
  • воссоздание типичных коммуникативных ситуаций, способствующий формированию у воспитанников навыков взаимодействия (в т.ч. для решения актуальных бытовых, учебных, творческих задач) со сверстниками и взрослыми;
  • привитие основ безопасного поведения в социуме, в быту, во время пребывания на природе;
  • развитие у детей социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
  • формирование уважительного отношения к социокультурным ценностям российского народа, чувства принадлежности к российской нации и Отечеству;
  • обеспечение условий, необходимых для социализации дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольников осуществляется через реализацию парциальных программ ДОУ по ФГОС, представленных в таблице, доступной для скачивания.

Парциальные программы ДОУ по ФГОС по художественно-эстетическому развитию

Воспитание чувства прекрасного в дошкольном возрасте предусматривает приобщение к различным видам творческой активности. Парциальные образовательные программы художественно-эстетического профиля реализуются через:

  • формирование восприятия дошколятами окружающей действительности через призму эстетического видения;
  • знакомство с разными видами искусства во время музыкальных занятий, обучение рисованию, осуществления конструкторско-модельной деятельности;
  • воспитание осознанного отношения к творческой активности — развитие умения слушать, видеть, оценивать прекрасное, различать различные эмоциональные состояния, переданные произведениями словесно-образного, музыкального, художественного искусства; 
  •  развитие способностей к преобразованию окружающего пространства. 

 Основные парциальные программы в ДОУ  художественно-эстетического цикла предусматривают интеграцию различных видов творчества в ходе проведения комбинированных занятий.

Ввиду недостаточной способности к концентрации внимания, обусловленной возрастным фактором, дошколята могут легко переключаться с одного вида творческой деятельности на другой. Вместе с тем для интегрированных занятий характерна организация продуктивной деятельности детей по широкому кругу компетенций — рисование, ручной труд, пение, словесное творчество, организация музыкально-игровых импровизаций, подготовка театральных постановок, творческое экспериментирование. Благодаря органичному объединению элементов различных видов искусства, предусмотренному содержанием авторских программных разработок, удается создать оптимальные условия для развития детской креативности и предпосылки для самостоятельной творческой деятельности. 

 Обзор парциальных программ художественно-эстетического цикла

 Парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников

 В условиях необходимости сохранить здоровье детей дошкольного возраста, приобщить воспитанников к здоровому образу жизни востребованными являются парциальные программы по физическому воспитанию в ДОУ по ФГОС дошкольного образования, направленные на ведение оздоровительной деятельности в детском саду, выполнение нестандартных физических упражнений для развития и поддержания физического здоровья малышей.

Ввиду того, что у дошколят наблюдается неравномерные темпы физиологического развития (при активном росте скелета, формировании мышечной и нервной систем сохраняются ограниченные двигательные возможности, недостаточная координация движений, отсутствие чувства ритмичности), очень важно обеспечить гармоничность здорового роста за счет точечного педагогического воздействия, предусмотренного в авторских программных разработках. 

 Популярные авторские парциальные программы оздоровительного профиля: «Играйте на здоровье» (авторы — Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова) — дополнительная программа, способствующая повышению эффективности комплекса физического воспитания детей в ДОУ посредством формирования устойчивого интереса малышей к подвижным играм, обогащения двигательного опыта, воспитания положительных морально-волевых качеств, приобщения воспитанников к здоровому образу жизни.  «Искорка» (автор — Л.Е. Симошина), включающая теоретический и практический разделы.

Программой рекомендовано использование шести вариантов моторно-сенсорной организации занятий по физкультуре, а также подтверждена целесообразность акцентирования внимания не на объеме физической нагрузке докшколят, а качестве выполнения упражнений и значимости умеренного закаливания.  «Здравствуй!» (автор — М. Л. Лазарев) — парциальная программа, предусматривающая использование музыки как неотъемлемого компонента комплекса физического воспитания детей. В программный курс включены примеры оздоровительных и познавательных технологий, способствующих развитию личности ребенка. «Здоровье» (автор — В. Г. Алямовская). Данная программная разработка базируется на выделении четырех направлений (физическое, психологическое, духовное и нравственное здоровье детей), педагогическая работа по которым способствует воспитанию гармонично развитой, самостоятельной личности.

Технология «Старт» (автор — Л.В. Яковлева, при содействии члена Федерального экспертного совета Минобразования РФ Р.А. Юдиной и д.м.н. Л.К. Михайловой). Главная особенность программы — отказ от возрастной классификации как фактора возможного торможения психофизического развития ребенка. Автор представляет методики диагностирования двигательной активности дошкольников, возможности использования стандартного и нестандартного спортивного инвентаря при организации занятий в детском саду, а также примерные комплексы оздоровительной гимнастики с конспектами.     В заключение напомним, что характеристики парциальных программ изучаются на педсовете, после чего принимается решение по их реализации и подтверждается оформлением локальных актов соответствующего содержания. Специализированные программы, не прошедшие государственную экспертизу на муниципальном, региональном или федеральном уровнях, к использованию в ДОО не допускаются. 

Источник: https://www.resobr.ru/article/63081-qqq-17-m01-obzor-partsialnyh-programm-v-dou-po-fgos?utm_medium=push&utm_source=push_resobr&utm_campaign=push_sandsay_28.01.2020

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты