• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
    23 Янв2024

    Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающем миром через детское экспериментирование

    23.01.2024. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

    Андреяшкина В. И.

    Новик Н. А.

    Как известно дети – это юные исследователи и открыватели чего – то нового для себя в окружающем их мире. И для того что бы помочь ребенку познать мир, и ответить на его вопрос «Почему?», педагоги включают в свою работу с детьми исследовательскую деятельность.

    Ведь только во время проведения опытов и экспериментов, ребенок может проявлять живой интерес к неживой и живой природе. Он с удовольствием «превращается» в ученого или сыщика во время экспериментирования и  самостоятельно находить ответы на свои вопросы, а для этого  нужно создать условия в группе детского сада.

    Целью нашей работы является развитие у дошкольников  познавательной активности.

    Задачи:

    • формировать представление детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, теплота, замерзание и таяние воды;
    • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать в процессе экспериментирования
    • продолжать развивать и обогащать речь у детей
    • воспитывать у дошкольников гуманно – ценностное отношение к окружающей действительности

    Для того что бы дети могли заниматься играми — экспериментами самостоятельно, в нашей группе детского саду должна  организована  развивающая предметно пространственная среда «Центр экспериментальной деятельности», он находится в свободном доступе для детей. В центре выделены места для выставки книг, энциклопедий, альбомов и т.д., для приборов, для хранения природного и бросового материала и для проведения опытов.

    Выбор темы и объект исследования осуществляется в создании проблемной ситуации или с постановки вопроса самих детей.

    Возьмем пример экспериментирования, когда создана проблемная ситуация «Как достать булавки из банки с непрозрачной водой».

    Материалы: булавки, магнит, лупа, банка с непрозрачной водой.

    Ход экспериментирования: К детям приходит персонаж, рассказывает, что уронил в банку с цветной водой металлические булавки и не может их оттуда достать, потому что в цветной их не видно, и он просит ему помочь.

    Дети уже знакомы со свойствами магнита и поэтому они предлагают воспользоваться магнитом. В ходе эксперимента дети делают вывод, что магнит может притягивать металлические предметы через воду.

    Теперь возьмем пример экспериментирования, который  начался со спора двух детей о том, что можно или нет поесть снег на улице, если захотел попить. Дети уже знакомы со свойством снега и поэтому возник вопрос «Почему нельзя пить снеговую воду?».

    Материалы: емкость со снегом, бумажные салфетки или ватные диски, колба с питьевой водой,  пустая колба, лупы.

    Ход экспериментирования: Приносим в группу емкость со снегом и даем время для того чтобы он растаял. В емкости оказалась грязная вода, и дети предложили опыт с фильтрацией воды. После фильтрации снеговой воды в колбе через лупы можно разглядеть мелкие частицы песка или органических остатков. Дети делают два вывода: первый – это  то, что талая вода не пригодна для питья, и второй –  что можно получить из снеговой воды  питьевую с помощью множества фильтраций.

    Так же тема экспериментирования может быть запланированной и не запланированной.

    К примеру, у нас в группе детей старшего дошкольного возраста по теме недели «Фрукты и овощи», было запланирован эксперимент с апельсином.

    Материалы: емкость с водой, один апельсин очищенный, один апельсин с кожурой.

    Ход экспериментирования: В емкость с водой педагог опускает очищенный апельсин и задает вопрос детям  «Как вы думаете, почему апельсин опустился под воду?». Дети делают вывод, что  апельсин тяжелый. Педагог опускает в туже емкость с водой второй апельсин не очищенный и задает вопрос «Почему этот апельсин не опустился под воду?». Дети делают предположения о том, что в кожуре есть воздух и поэтому неочищенный апельсин плавает на поверхности воды. Но если дети не правильно отвечают на вопрос, то мы напоминаем им, ранее проведенные эксперименты с водой и воздухом и тогда дети сами делают правильный вывод.

    Тема не запланированного эксперимента появилась на участке детского сада во время прогулки в летнее время года. Дети поливали цветы из леек, и получилось так, что одна лейка с водой упала и вода растеклась по асфальтированной дорожке. Мы все не обратили на это внимание, но через не которое время, проходя по этой дорожке, дети заметили, что дорожка в середине сухая, а по краю сырая. Возникает вопрос «Куда исчезла лужа?». Дети предлагают разные варианты. Так и возникла тема экспериментирования с водой.

    Материалы: два блюдца с водой

    Ход экспериментирования: на подоконнике сделали из бумаги имитацию нашей дорожки, по краям которой растут цветы. Одно блюдце с водой мы поставили на середину дорожки, а другую около кашпо с цветами. Через некоторое время дети стали замечать, что вода в первой блюдце стало меньше, чем во втором блюдце. После делают вывод, что вода может испарятся, когда  нагревается.

    В результате работы по ознакомлению с окружающем миром через детское экспериментирование, у наших детей сформированы представления о свойствах воздуха, воды и магнита. Научились сравнивать и анализировать, делать выводы. Умеют давать полный ответ, на вопрос педагога, со всеми пояснениями, хорошо проводить сравнительный анализ между свойствами предметов. Дети стали бережнее относится к воде, больше стали проявлять интерес к наблюдениям за растениями. Так же они имеют представление о том, где искать нужную им информацию.

    Оставить комментарий

    Госуслуги

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

    Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

    Версия для слабовидящих

    Сведения об образовательной организации

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Руководство
    • Педагогический состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
    • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
    • Образовательные стандарты и требования
    • Противодействие коррупции
    • Методическая копилка
      • Детские исследовательские работы, проекты
      • Лучшее оформление помещений, территории, участка
      • Презентации
    • Противодействие терроризму
    • Охрана труда
    • Гостевая книга

    Ссылки

    Официальный интернет-портал правовой информации

    Архив новостей

    • Октябрь 2025
    • Июль 2025
    • Июнь 2025
    • Апрель 2025
    • Март 2025
    • Февраль 2025
    • Декабрь 2024
    • Ноябрь 2024
    • Сентябрь 2024
    • Август 2024
    • Июнь 2024
    • Май 2024
    • Апрель 2024
    • Март 2024
    • Февраль 2024
    • Январь 2024
    • Декабрь 2023
    • Ноябрь 2023
    • Октябрь 2023
    • Сентябрь 2023
    • Август 2023
    • Июль 2023
    • Июнь 2023
    • Май 2023
    • Апрель 2023
    • Март 2023
    • Февраль 2023
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Ноябрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2022
    • Август 2022
    • Июль 2022
    • Июнь 2022
    • Май 2022
    • Апрель 2022
    • Март 2022
    • Февраль 2022
    • Январь 2022
    • Декабрь 2021
    • Ноябрь 2021
    • Октябрь 2021
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Июнь 2021
    • Май 2021
    • Апрель 2021
    • Март 2021
    • Февраль 2021
    • Январь 2021
    • Декабрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Апрель 2020
    • Март 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Август 2019
    • Июль 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июнь 2018
    • Май 2018
    • Апрель 2018
    • Март 2018
    • Февраль 2018
    • Январь 2018
    • Декабрь 2017
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Июль 2017
    • Июнь 2017
    • Май 2017
    • Апрель 2017
    • Март 2017
    • Февраль 2017
    • Январь 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Сентябрь 2016
    • Август 2016
    • Июль 2016
    • Июнь 2016
    • Май 2016
    • Апрель 2016
    • Март 2016
    • Февраль 2016
    • Январь 2016
    • Декабрь 2015
    • Ноябрь 2015
    • Октябрь 2015
    • Январь 2015
    Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
    "Центр повышения квалификации" © 2017
    • Главная
    • Новости
    • Фотогалерея
    • О нас
    • Контакты, реквизиты