Андреяшкина В. И.
Новик Н. А.
Как известно дети – это юные исследователи и открыватели чего – то нового для себя в окружающем их мире. И для того что бы помочь ребенку познать мир, и ответить на его вопрос «Почему?», педагоги включают в свою работу с детьми исследовательскую деятельность.
Ведь только во время проведения опытов и экспериментов, ребенок может проявлять живой интерес к неживой и живой природе. Он с удовольствием «превращается» в ученого или сыщика во время экспериментирования и самостоятельно находить ответы на свои вопросы, а для этого нужно создать условия в группе детского сада.
Целью нашей работы является развитие у дошкольников познавательной активности.
Задачи:
- формировать представление детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, теплота, замерзание и таяние воды;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать в процессе экспериментирования
- продолжать развивать и обогащать речь у детей
- воспитывать у дошкольников гуманно – ценностное отношение к окружающей действительности
Для того что бы дети могли заниматься играми — экспериментами самостоятельно, в нашей группе детского саду должна организована развивающая предметно пространственная среда «Центр экспериментальной деятельности», он находится в свободном доступе для детей. В центре выделены места для выставки книг, энциклопедий, альбомов и т.д., для приборов, для хранения природного и бросового материала и для проведения опытов.
Выбор темы и объект исследования осуществляется в создании проблемной ситуации или с постановки вопроса самих детей.
Возьмем пример экспериментирования, когда создана проблемная ситуация «Как достать булавки из банки с непрозрачной водой».
Материалы: булавки, магнит, лупа, банка с непрозрачной водой.
Ход экспериментирования: К детям приходит персонаж, рассказывает, что уронил в банку с цветной водой металлические булавки и не может их оттуда достать, потому что в цветной их не видно, и он просит ему помочь.
Дети уже знакомы со свойствами магнита и поэтому они предлагают воспользоваться магнитом. В ходе эксперимента дети делают вывод, что магнит может притягивать металлические предметы через воду.
Теперь возьмем пример экспериментирования, который начался со спора двух детей о том, что можно или нет поесть снег на улице, если захотел попить. Дети уже знакомы со свойством снега и поэтому возник вопрос «Почему нельзя пить снеговую воду?».
Материалы: емкость со снегом, бумажные салфетки или ватные диски, колба с питьевой водой, пустая колба, лупы.
Ход экспериментирования: Приносим в группу емкость со снегом и даем время для того чтобы он растаял. В емкости оказалась грязная вода, и дети предложили опыт с фильтрацией воды. После фильтрации снеговой воды в колбе через лупы можно разглядеть мелкие частицы песка или органических остатков. Дети делают два вывода: первый – это то, что талая вода не пригодна для питья, и второй – что можно получить из снеговой воды питьевую с помощью множества фильтраций.
Так же тема экспериментирования может быть запланированной и не запланированной.
К примеру, у нас в группе детей старшего дошкольного возраста по теме недели «Фрукты и овощи», было запланирован эксперимент с апельсином.
Материалы: емкость с водой, один апельсин очищенный, один апельсин с кожурой.
Ход экспериментирования: В емкость с водой педагог опускает очищенный апельсин и задает вопрос детям «Как вы думаете, почему апельсин опустился под воду?». Дети делают вывод, что апельсин тяжелый. Педагог опускает в туже емкость с водой второй апельсин не очищенный и задает вопрос «Почему этот апельсин не опустился под воду?». Дети делают предположения о том, что в кожуре есть воздух и поэтому неочищенный апельсин плавает на поверхности воды. Но если дети не правильно отвечают на вопрос, то мы напоминаем им, ранее проведенные эксперименты с водой и воздухом и тогда дети сами делают правильный вывод.
Тема не запланированного эксперимента появилась на участке детского сада во время прогулки в летнее время года. Дети поливали цветы из леек, и получилось так, что одна лейка с водой упала и вода растеклась по асфальтированной дорожке. Мы все не обратили на это внимание, но через не которое время, проходя по этой дорожке, дети заметили, что дорожка в середине сухая, а по краю сырая. Возникает вопрос «Куда исчезла лужа?». Дети предлагают разные варианты. Так и возникла тема экспериментирования с водой.
Материалы: два блюдца с водой
Ход экспериментирования: на подоконнике сделали из бумаги имитацию нашей дорожки, по краям которой растут цветы. Одно блюдце с водой мы поставили на середину дорожки, а другую около кашпо с цветами. Через некоторое время дети стали замечать, что вода в первой блюдце стало меньше, чем во втором блюдце. После делают вывод, что вода может испарятся, когда нагревается.
В результате работы по ознакомлению с окружающем миром через детское экспериментирование, у наших детей сформированы представления о свойствах воздуха, воды и магнита. Научились сравнивать и анализировать, делать выводы. Умеют давать полный ответ, на вопрос педагога, со всеми пояснениями, хорошо проводить сравнительный анализ между свойствами предметов. Дети стали бережнее относится к воде, больше стали проявлять интерес к наблюдениям за растениями. Так же они имеют представление о том, где искать нужную им информацию.