• Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты
04 Фев2024

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

04.02.2024. Автор ГБУ ДПО ЦПК. Опубликовано в Новости

                                                                                                    Байкалова Е. В.

 «Самое лучшее открытие  то-

которое ребёнок делает САМ»

                     Ральф.У.Эмерсон.

Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция  на всё  новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.

Ребенок познает мир опытным путем. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законом смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами жизни природы, и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

         Что же такое опытно-экспериментальная деятельность?

         Экспериментирование в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты проводятся в виде игры.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОО является развитие стремления к самостоятельному позна­нию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности.

1. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

3. Создавать условия для развития самостоятельно­сти и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

      Из опыта нашей работы можем с уверенностью сказать, что детям очень нравится проводить эксперименты. На их лицах мы всегда наблюдаем столько искренних положительных эмоций от удивления тому, что мы будем делать? до восхищения получившимися результатами. В работе мы стараемся создать ситуацию, которая включает в себя познавательную задачу. Для достижения целей и задач  используем разные приёмы и методы. Например:

  1. Экспериментирование как основной вид деятельности детей дошкольного возраста;
  2. Наглядность как ведущий педагогический метод (рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации, проведение опытов);
  3. Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые ситуации;
  4. Демонстрация опытов в группе;
  5. Метод сенсорного насыщения (позволяет ребёнку адекватно описывать, чувствовать, понимать, оценивать картину окружающего мира);

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми.

С ребятами нашей подготовительной группы мы проводим много разных экспериментов. Расскажем про один из них: нужно взять обычную поваренную соль, тёплую воду (соль в тёплой воде лучше и быстрее растворяется), столовую ложку и веточку от дерева, которую найдёте на улице во время прогулки. Из воды и соли сделать крепкий насыщенный раствор соли. Отфильтровать его с помощью марли, сложенной в несколько слоёв в чистую ёмкость. Поставить веточку дерева в отфильтрованный раствор и оставить банку, например на подоконнике в группе.

Только мы решили усложнить немного эксперимент: взяли три разных соли: поваренную, морскую с добавлением ароматов лаванды и мяты (соль красивого бирюзового оттенка), морскую соль с добавлением минералов (цвет соли грязно-серый). При этом кристаллы солей были разных размеров (от мелкого помола до крупного). Под чутким руководством педагогов дети самостоятельно разводили соли в трёх разных ёмкостях, затем педагоги помогали отфильтровать насыщенные растворы солей в чистые баночки меньших объёмов. Поставили наши баночки на подоконник в группе и стали ждать…

Уже на следующий день на наших веточках стали образовываться кристаллики наших солей. Причем кристаллы солей были точно таких же оттенков как и сама соль, которую мы растворяли в водах. Таким образом, мы наблюдали такой физический процесс  как выпаривание. Т.е. соли мы сначала растворили в воде, а затем под действием тепла и света вода испарялась из банок, а кристаллики поваренной соли оседали на веточках нашего дерева.

Из данного эксперимента дети узнали не только о том, что такое выпаривание, но и о таком явлении как кристаллизация солей. Рост кристаллов осуществлялся за счёт разной растворимости соли в воде в зависимости от температуры раствора. Как правило, чем выше температура раствора, тем сильнее растворимость. При остывании раствора избыток соли выпадает в осадок. В условиях опыта часть солей выпадала на веточки.

Таким образом, эксперименты могут проходить не только в научных лабораториях, но и в нашей обычной окружающей нас жизни: дома, в группе детского сада. Главное нужно помнить о том, что для детей опыты должны быть интересными, безопасными и весёлыми!

Оставить комментарий

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 7 ноября 2023 г. № 953 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГОСТ Р 52872-2019

Версия для слабовидящих

Сведения об образовательной организации

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство
  • Педагогический состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость педагогического процесса. Доступная среда
  • Платные образовательные услуги (все электронные документы)
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
  • Образовательные стандарты и требования
  • Противодействие коррупции
  • Методическая копилка
    • Детские исследовательские работы, проекты
    • Лучшее оформление помещений, территории, участка
    • Презентации
  • Противодействие терроризму
  • Охрана труда
  • Гостевая книга

Ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Архив новостей

  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024
  • Март 2024
  • Февраль 2024
  • Январь 2024
  • Декабрь 2023
  • Ноябрь 2023
  • Октябрь 2023
  • Сентябрь 2023
  • Август 2023
  • Июль 2023
  • Июнь 2023
  • Май 2023
  • Апрель 2023
  • Март 2023
  • Февраль 2023
  • Январь 2023
  • Декабрь 2022
  • Ноябрь 2022
  • Октябрь 2022
  • Сентябрь 2022
  • Август 2022
  • Июль 2022
  • Июнь 2022
  • Май 2022
  • Апрель 2022
  • Март 2022
  • Февраль 2022
  • Январь 2022
  • Декабрь 2021
  • Ноябрь 2021
  • Октябрь 2021
  • Сентябрь 2021
  • Август 2021
  • Июль 2021
  • Июнь 2021
  • Май 2021
  • Апрель 2021
  • Март 2021
  • Февраль 2021
  • Январь 2021
  • Декабрь 2020
  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Январь 2015
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
"Центр повышения квалификации" © 2017
  • Главная
  • Новости
  • Фотогалерея
  • О нас
  • Контакты, реквизиты