В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Школе требуется создать такую систему оценивания, которая точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы целостное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Однако эти способы требуют дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности в решении учебных задач. Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения. Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
1.Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Оценивание учебных достижений школьников
Различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении (например: в первом классе):
— лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;
— волшебные линеечки, подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;
— листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;
— листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса)
Показатели, отражающие динамику образовательных достижений обучающихся.
Лист наблюдений.
I. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как:
— приобретение знаний,
— понимание знаний,
— применение знаний,
— анализ,
— синтез,
— оценка, самооценка
— диалектичность мышлений,
— метазнание
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
— повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;
— инициативной творческой работы
II. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков:
— способность принимать ответственность;
— способность уважать других;
— умение сотрудничать;
— умение участвовать в выработке общего решения;
— способность разрешать конфликты;
— способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся
III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков:
— слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
— говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
— чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
— письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
— совместного обсуждения;
— групповой и индивидуальной презентации;
— авторского собеседования;
— ученик как конструктор;
— неформального общения в связи и по поводу прочитанного
они дополняются само- и взаимооценками учащихся работы в группе
IV. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:
— формулировать вопрос, ставить проблему;
— вести наблюдение;
— планировать работу;
— собрать данные;
— зафиксировать данные;
— упорядочить и организовать данные;
— интерпретировать данные;
— представить результаты или подготовленный продукт
Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:
— направляемого учителем мини-исследования;
— группового мини-исследования;
— самостоятельного мини-исследования;
дополняются самооценкой учащихся
Такая система позволит обеспечить достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки.
Объектом оценки являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.