Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели новых информационных технологий:
1 Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
2 Подготовка личности «информационного общества».
3 Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
4 Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Объем социального заказа на обучение детей современным компьютерным технологиям резко увеличивается, и формирование новой культуры работы с информацией, в конечном итоге, становится одной из наиболее важных задач в обучении детей.
В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву и только потом адаптируются для образования школьного, обязательного. Именно ярко выраженный интерес ребят и, естественно, педагогов позволяет обеспечить уровень знаний детей в рамках того или иного предмета зачастую гораздо более высокий (порой профессиональный), чем тот, что формируется при обучении по школьным общеобразовательным программам. Совершенно очевидно, что в ближайшие годы доминировать, как и сейчас, будут два направления — программирование и Интернет-технологии. Безусловно, и то и другое будет модифицироваться и изменяться в свете развития и преобразований мирового рынка hi-tech технологий, но концепция развития меняться не будет, ибо человечество уже давно встало на путь информационного сообщества.
В начале XXI века информация является, пожалуй, самым ценным ресурсом. Концептуальные положения новых информационных технологий:
1. Обучение — это общение ребенка с компьютером.
2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
3. Диалоговый характер обучения.
4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект — объект, субъект — субъект, объект — субъект.
6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
7. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером. 8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Особенности содержания новых информационных технологий:
Новые информационные технологии основываются на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
• источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
• наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
• индивидуальное информационное пространство;
• тренажер;
• средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
• средство подготовки текстов, их хранения;
• текстовый редактор;
• графопостроитель, графический редактор;
• вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); • средство моделирования. Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
• программировании, обучении компьютера заданным процессам;
• создании программных продуктов; • применении различных информационных сред. Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью: • игровых программ; • компьютерных игр по сети;
• компьютерного видео. Информатизация обучения требует от педагогов и воспитанников компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
• знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
• знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
• знание современных операционных систем и владение их основными командами;
• знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
• владение хотя бы одним текстовым редактором;
• первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
• первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть — Internet:
• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
• привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
• интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.