Андреянова И. Н,
Лопатинская. Б.
ФГОС ДО отвечает новым социальным требованиям, одним из которых является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности.
Одним из основных педагогических условий возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей является наличие устойчивых навыков в области музыкального восприятия, пения, музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах.
Дети с удовольствием прислушиваются к шорохам и звукам в своем окружении, сами издают звуки, музыка стимулирует чувства и открывает доступ к различным формам выражения собственных мыслей и эмоций. Яркая ритмичная музыка побуждает детей спонтанно играть на музыкальных инструментах. Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: музицируя, дети используют кухонную посуду «оркестр посуды», различные предметы : кубики, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, банки с крупами, куда можно положить руку и слушать чудесный шелест. Дети бессознательно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлекать звуки. В роли музыкального инструмента для них с одинаковым успехом может выступать как концертный рояль, так и простая расческа.
Игра на детских шумовых инструментах дарит ребенку радость музыкального творчества, эмоциональное и эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка.
Музыка признается ребенком как источник положительных эмоций, расширяющий его жизненный опыт, стимулирующий развитие детского творчества, способность открывать новые, неожиданные возможности для решения проблем, создающий основу для личностного роста ребенка
[Загвоздкина, 350:135]
Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников неоднократно обсуждалась в работах известных педагогов музыки: Тютюнниковой Т. Е., Асафьева Б. В., Яворского Б. Л., Ветлугиной Н. А., Ремизовской Е. Р., и др.
Шумовой оркестр-одна из самых доступных и в то же время развивающихся форм музицирования в детском саду. Занятия в шумовом оркестре позволяют познакомить детей с интересной, яркой музыкой как слушателей, так и исполнителей.
Цель. Развитие творческих способностей детей, слуха, памяти, метро — ритма и координация движений дошкольников через элементарное музыцирование в шумовом оркестре.
В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:
— Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры.
— Формирование представления о средствах музыкальной выразительности: темпе, динамике, регистрах, определение жанровой принадлежности.
— Развитие памяти, логического мышления, произвольного внимания.
— Развитие способности к сопереживанию в музыке.
— Воспитание чувства такта, умения вести себя в коллективе сверстников.
— Воспитание самостоятельности и потребности помогать младшим и обучать их тому, что умеешь сам.
Преимущества игры на детских музыкальных инструментах:
— способствует формированию и развитию таких волевых качеств, как выносливость, настойчивость, целеустремленность,
— развивает мелкую мускулатуру и моторику рук.
— развивает воображение, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков. У детей улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм. Когда ребенок слышит и сравнивает звуки различных музыкальных инструментов, у него развивается мышление и аналитические способности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах формируется личность будущего музыканта и слушателя.
При работе с детским шумовым оркестром используются следующие
формы занятий музыкой:
— индивидуальная (на начальном этапе обучения игре на музыкальном
инструменте)
— групповая (при игре на однородных инструментах)
— коллективная (когда каждый участник оркестра уверенно играет свои партии)
[ Ветлугина 269: 25]
Методы обучения детей игре на шумовых инструментах:
- слoвeсный (рассказ, объяснение)
- нaглядный (показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
- прaктичeский (пoвтoрение и зaкреплeние приёмoв на рaзличных музыкaльных инструмeнтaх)
- стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми.)
Принципы работы с шумовым оркестром.
Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована
так, чтобы она была:
— доступной для детей
— интересной для них
— носить системный характер
— групповой формой обучения
Инструменты, используемые в оркестре должны:
- иметь oпрeделённый тeмбр
- чистo звучaть
- соответствовать возрасту ребенка
- быть дoстaтoчнo прoчными и безопасными
Чаще всего, в дошкольных образовательных учреждениях используются – шумовые, ансамблевые, смешанные виды оркестра.
В состав детского шумового оркестра могут входить разнообразные музыкальные инструменты. Что позволяет каждому ребёнку подобрать инструмент по его интересам и возможностям.
Дети с удовольствием играют на металлофонах, треугольниках, ксилофонах, ложках, трещотках, бубнах, барабанах, свистульках.
Дети, играя на инструментах не только удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы но и привыкают действовать сообща, договариваться друг с другом, учатся действовать слаженно, добиваясь совместных положительных результатов.
Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен быть доступным, интересным, понятным детям и соответствовать возрастным особенностям.
Состоять из произведений (или отрывков ) классических, современных композиторов и народной музыки, быть разнообразными по тематике и жанрам.
Условно репертуар можно разделить :
- на маленькие пьески для первоначальных упражнений
- попевки, песенки для индивидуальной работы
- пьесы для кoллeктивнoгo испoлнeния.
Вывод:
Таким образом, занятия в оркестре дают положительные результаты всем детям без исключения. Детям очень нравится исполнять те же произведения, которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждой успешно выполненной работе, получают огромное удовольствие от публичных выступлений перед другими детьми детского сада, перед родителями на праздниках и развлечениях.